Покраска и полировка автомобильной двери своими руками — подробное руководство

Помимо переднего бампера авто, уязвимыми деталями кузова также считаются двери, особенно со стороны водителя. Со временем на них появляются царапины, по краям возникают сколы лакокрасочного покрытия (сокращённо — ЛКП), а спустя 5–6 лет эксплуатации машины по контуру элемента нередко образуется ржавчина. Чтобы не доводить ситуацию до крайности, когда коррозия проест металл насквозь, следует её удалить и покрасить дверцу заново. Если вы привыкли ремонтировать автомобиль своими руками, то сможете выполнить покраску в собственном гараже, пользуясь минимальным количеством инструментов.

План действий по окрашиванию двери авто

Любая технологическая процедура, в том числе покраска деталей кузова, делится на несколько этапов. Их число зависит от состояния лакокрасочного покрытия и степени поражения металла коррозией. Для крайнего случая с полным двухсторонним окрашиванием дверки план действий выглядит так:

  1. Подбор краски в цвет и закупка необходимых материалов.
  2. Подготовка инструментария и гаражного помещения.
  3. Разборка дверцы (желательно с демонтажом).
  4. Первичная обработка элемента, включающая в себя снятие ржавчины и отваливающейся краски, зачистка, грунтовка и шпаклёвка.
  5. Нанесение базовой краски и последующих слоёв лака.
  6. Полировка.
Ржавые двери

Коррозия на дверях — типичная картина для старого авто

Перечень работ сократится, если вам нужно избавиться от сколов и ржавчины по торцам двери либо удалить глубокие царапины на лицевой части. В подобных ситуациях не потребуется снимать или разбирать элемент, а если царапины затронули только слой лака, то и красить ничего не придётся, достаточно хорошенько отполировать поверхность. Чтобы разобраться в этих тонкостях, предлагается рассмотреть ремонт детали с полным окрашиванием.

У подавляющего большинства автолюбителей нет в гараже компрессора с краскопультом, применяемого малярами в автомастерских. Но при известной сноровке дверцу можно перекрасить с помощью составов, продающихся в аэрозольных баллонах. Новичкам, несведущим в малярном деле, есть смысл ознакомиться именно с этим способом восстановления ЛКП.

Примечание. Технология окрашивания из баллончика и краскопульта одинакова, отличие — в качестве покрытия и особенностях применения. Поэтому методика использования баллона подойдёт и автолюбителям, имеющим в гараже компрессор.

Царапины на дверях машины

Такие борозды на дверцах можно только закрасить

Рекомендации по выбору материалов и краски

Подбор окрашивающего состава под цвет автомобиля — этап ответственный. Хорошо, когда оттенок кузова однородный, тогда подыскать требуемый баллончик по номеру краски не составит труда. Но на данный момент подобные цвета встречаются всё реже, поскольку производители добавляют к стандартным покрытиям разноцветные вкрапления для создания эффекта металлик, перламутр и так далее. Зачастую подобрать краску в готовом виде не удаётся и её приходится заказывать в специализированных мастерских, где цветовую гамму определяет компьютер.

Совет. Чтобы самостоятельно подыскать красящий состав, снимите с автомобиля лючок заправочной горловины и возьмите с собой. Сверяйте цвет по его внутренней стороне, не успевшей выгореть на солнце в процессе эксплуатации машины.

Краски в аэрозольной упаковке

Автомобильные краски в баллонах по 520 мл

Специалисту — автомаляру хватит 1 стандартного баллона объёмом 520 мл, чтобы перекрасить дверку с обеих сторон. Вам, как новичку, лучше купить пару баллончиков с учётом расхода на предварительную тренировку. Если нужно заказать приготовление эмали в мастерской, то рассчитывайте на объём 400—600 мл в зависимости от размеров дверей в вашей машине. По инструкции 400 мл окрашивающего состава хватает, чтобы покрыть площадь до 1,5 м2 в 2 слоя.

Справка. В объёме баллона автомобильная эмаль занимает порядка 60%, остальные 40% — сжатый воздух.

Автомобильный лак

Защитный лак для кузова тоже продаётся в баллончиках

Лак для защиты базового покрытия без проблем продаётся в аэрозольной упаковке, отдельно заказывать его не придётся. Количество лака примерно равно объёму краски, поскольку оба состава наносятся в 2—3 слоя. Для выполнения комплекса работ потребуются и другие материалы:

  • наждачная бумага различной зернистости — от Р150 до Р2000;
  • специальная жидкость — обезжириватель (не растворитель!);
  • химический преобразователь ржавчины;
  • шпатлёвка стартовая и финишная, лучше — от известного бренда BODY;
  • грунтовка эпоксидная;
  • паста полировальная с мелким и крупным зерном;
  • скотч малярный и плёнка для оклеивания авто;
  • растворитель 646 и ветошь понадобится для отмывания смазки, консерванта и прочих видов загрязнений;
  • специальные салфетки, не оставляющие ворса на поверхности;
  • пластиковая бутылка, наполненная чистой водой.
Составы от бренда Body

Шпатлёвка и грунт от производителя Body

Совет. На обновление одной дверки покупайте полировочную пасту и шпатлёвку в небольшой расфасовке, этого вполне достаточно.

Подготовка инструментов и гаража

Что вам непременно понадобится из оборудования, так это шлифовальная машинка с функцией регулирования оборотов круга. Полировку без неё не сделаешь, да и зачищать проблемные места гораздо удобнее, поэтому возьмите шлифмашину в аренду и купите для неё полировальный круг. Остальной комплект инструментов выглядит так:

  • слесарный инструментарий — ключи, отвёртки, пассатижи для разборки дверки;
  • болгарка или электродрель для удаления коррозии, оснащённая специальным кругом (об этом ниже);
  • шпатели металлические и резиновые;
  • нож канцелярский;
  • перчатки, очки и респиратор.
Шлифовальная машина

Без шлифовальной машины красить и полировать авто гораздо сложнее

Совет. Для ручного ошкуривания труднодоступных мест, куда не подобраться шлифовальной машинкой, выпилите деревянный брусок под хват своей руки.

Комплект защитных средств

Защитные средства, используемые при покраске

Чтобы сбивать верхний слой ржавчины до металла, нужно приобрести зачистной круг для болгарки либо насадку на дрель. Выбор этих приспособлений достаточно широк:

  • круг с ворсом из проволоки (так называемая карчётка);
  • шлифовальный инструмент по металлу толщиной от 3 мм;
  • круги, сделанные из полимерных волокон с добавлением абразива (на жаргоне мастеров — кораллы);
  • специальные гибкие круги для мест с затруднённым доступом.
Зачистной инстумент

Круги для зачистки и ручная щётка

Карчётка — наиболее дешёвый и распространённый инструмент, обладающий серьёзными недостатками — способностью «зализывать» стальную поверхность и накатывать металл на ржавчину. Лучшие результаты в первичной зачистке показывают кораллы и гибкие инструменты. Окончательное удаление коррозии производится пескоструйной насадкой (когда есть компрессор) либо химическим способом.

Совет. Если механизировать процесс зачистки нет возможности, воспользуйтесь обычной ручной щёткой по металлу. Работа займёт больше времени, но результат вы получите такой же.

Приспособление для пескоструйки

Пескоструйная насадка для компрессора

Чтобы успешно покрасить дверцу автомобиля, подготовьте гаражное помещение в соответствии с рекомендациями:

  1. Уберите пыль и по возможности сделайте влажную уборку.
  2. На момент окрашивания избавьтесь от сквозняков и отключите вентиляторы, чтобы они не поднимали оставшуюся пыль.
  3. Выгоните из гаража летающих насекомых, а проёмы, ведущие на улицу, завесьте сетками. Одна муха, севшая на свеженанесенный лак, испортит внешний вид ЛКП.
  4. Организуйте хорошее освещение в месте проведения работ;
  5. Если вы планируете перекрашивать дверь целиком, придумайте приспособление для её подвешивания, чтобы обеспечить доступ к детали со всех сторон.

Видеообзор зачистных материалов

Закрашивание сколов по краям

Зачастую лакокрасочное покрытие скалывается на торцах дверей, отчего металлическое основание начинает ржаветь. Если в целом ЛКП на дверце выглядит хорошо, то полностью её красить не нужно, достаточно разобраться со сколами и предотвратить дальнейшее распространение коррозии. Эта операция довольно проста и выполняется в таком порядке:

  1. Вымойте и просушите автомобиль, загоните его в гараж.
  2. С помощью канцелярского ножа удалите отслаивающуюся краску вокруг сколов, затем выровняйте их выступающие края шкуркой Р150, а после неё — Р1500.
  3. Обработайте зачищенные места преобразователем ржавчины и выждите время, указанное на упаковке.
  4. Оклейте обрабатываемое место скотчем с обеих сторон, тщательно обезжирьте и нанесите грунт.
  5. После застывания снимите скотч и с помощью наждачной бумаги избавьтесь от чёткой границы между грунтовкой и старым покрытием. Переклейте липкую ленту на 3—5 мм дальше.
  6. Ещё раз обезжирьте поверхность и нанесите краску из баллончика, накладывая её с обеих сторон. После 10-минутной просушки наложите второй слой, а затем дважды пройдите лаком.
Дефекты по окантовке дверцы

Сколы и вздутие покрытия по окантовке дверей

Совет. Работая наждачной бумагой, поливайте обрабатываемое место водой, не трите на сухую. Также следите, чтобы под шкурку не попадал песок, иначе появятся глубокие царапины.

Если в процессе работ вы захватили тонкую полоску на лицевой стороне дверки, то полировку выполнять не потребуется. В противном случае придётся отполировать дверь, о чём будет рассказано далее.

Порядок устранения мелких царапин и других дефектов на фото

Видео по частичной покраске торцов

Подготовка двери машины к полной покраске

Для полного двухстороннего окрашивания дверцу лучше снять с машины, полностью разобрать и после обработки подвесить к потолку. Когда нужно обновить только лицевую сторону детали, то демонтировать его с автомобиля не обязательно, но придётся тщательно оклеить кузов, чтобы пыльца из баллона не попадала на другие элементы.

Отмывка двери

Отмывание грязи растворителем

Первая подготовительная операция — это отмывка двери от смазки, консерванта и различной липкой грязи, скопившейся на торцах детали. Для этого используйте ветошь и растворитель 646 (или другой). После промывки и тщательной протирки производится зачистка. В зависимости от состояния старого покрытия и металла под ним она делается следующими способами:

  1. Не следует удалять старую краску до основания. Конечная цель — выровнять поверхность, убрав вздувшиеся фрагменты механическим путём с помощью коралла, карчётки либо шлифовального круга. Участки, где покрытие держится прочно, драить грубым инструментом не нужно.
  2. Когда под старой краской обнаружена коррозия, её надо счистить механически, а потом обработать место преобразователем ржавчины. Последний растворит окись железа в мелких порах, куда не достанет круг и щётка. Другой вариант окончательного удаления коррозии — применение пескоструйной насадки и компрессора.
  3. Антигравийный слой, иногда встречающийся на нижней части дверцы необходимо снять полностью. Здесь неплохо справится круг с проволочным ворсом, а после удаления основного слоя — коралл. Также антигравий убирается растворителями, но это слишком длительный и трудоёмкий способ.
  4. Для выравнивания всей поверхности после снятия ржавчины начните работать шкуркой Р150, затем перейдите на Р600, дабы загладить глубокие царапины.
Удаление ржавчины

Снятие ржавчины шлифмашинкой

Совет. Если погодные условия позволяют, то первичную зачистку стоит выполнять на улице, тогда в гараже останется меньше пыли.

Удаление коррозии болгаркой

Снятие ржавчины шлифовальным кругом

В процессе подготовки желательно соблюдать следующие скоростные режимы шлифовальной машины:

  • при работе наждачной бумагой — до 10 тыс. об/мин;
  • при обдирке карчёткой — до 6 тыс. об/мин;
  • для полимерных дисков типа коралл оптимальная скорость — 3500 об/мин.
Шпаклевание дверки

Наложение шпаклевки в местах дефектов

После зачистки обезжирьте всю поверхность и осмотрите на предмет углублений в местах, где была коррозия. Чтобы от них избавиться, необходимо наложить шпатлёвку, иногда — в несколько приёмов. Дело в том, что эти составы нельзя укладывать толстым слоем, иначе после застывания они потрескаются. Точные данные по толщине укладки зависят от типа шпатлёвки и прописаны в инструкции на упаковке. Нередко перед укладкой на голый металл производитель рекомендует дополнительно загрунтовать этот участок.

Совет. Наносите состав шпателем тонким слоем на место углубления. Если по неопытности вы слишком затянули процесс и шпатлёвка начала застывать, то лучше остановиться и дать ей отвердеть, а после зачистки выровнять участок окончательно.

Обработка наждачной бумагой

Замывание (матирование) поверхности шкуркой с водой

Полное высыхание шпатлёвки занимает не меньше 30 мин., после чего приступайте к дальнейшей обработке:

  1. Возьмите наждачную бумагу Р800 и выполните замывку всех поверхностей, канавок и полостей. Замывка (на жаргоне — матирование) – это ручная зачистка мелкой шкуркой с одновременным поливанием водой.
  2. Просушите дверь и обезжирьте, не жалея уайт-спирита. Чтобы на поверхности не оставалось разводов, сразу протирайте её салфеткой насухо.
  3. Замывка может выявить незамеченные ранее мелкие вмятины и царапины, которые необходимо зашпаклевать тонким слоем.
  4. После просушки обработайте все зашпаклёванные участки наждачной бумагой Р320, поливая небольшим количеством воды из бутылки. Обезжирьте дверку ещё раз.
  5. Нанесите тонкий слой грунтовки на места, покрытые шпатлёвкой, и дайте просохнуть 5—10 мин.
  6. Повторите наложение грунта ещё дважды с перерывами на просушку 10 мин. На этом подготовительный этап закончен.
Грунтовка дверей перед покраской

Наложение грунта в 3 слоя

Важный момент. Грунтовать всю дверцу не обязательно, нужно покрыть только те участки, где вы наложили шпатлёвку. На остальной площади краска хорошо пристанет к зачищенному старому покрытию.

Подготовка дверей автомобиля на видео

Покраска и полировка своими руками

Перед окрашиванием необходимо повторить операцию замывки с помощью шкурки Р800. Обработайте прогрунтованные места таким образом, чтобы размыть границы этих пятен, сделать их плавными. Потом подвесьте дверку к потолку на проволоке, зацепив её за петли. Дальше действуйте в следующем порядке:

  1. Обработайте все поверхности и торцы обезжиривателем, просушите и тщательно протрите антистатическими салфетками.
  2. Возьмите баллончик либо заправленный краскопульт и наложите первый базовый слой с внутренней стороны и на торцы двери. Держите распылитель на расстоянии 20—30 см от окрашиваемой детали, краску наносите горизонтальными и вертикальными полосами поочерёдно, чтобы каждая следующая перекрывала предыдущую наполовину.
  3. Просушите элемент 10 мин, потом наложите ещё 2 слоя с таким же перерывом. После каждой сушки аккуратно смахивайте пыль с поверхности салфетками.
  4. Перейдите на лицевую сторону и протрите её салфеткой, чтобы снять пыльцу, попавшую туда в процессе окрашивания. Нанесите 3 слоя базовой краски, как это описано в предыдущих пунктах.
  5. Таким же образом покройте всю дверцу лаком за 3 раза.
Зачистка грунта

Обработка шкуркой слоя грунта

Внимание! При покраске баллончиком хорошо взбалтывайте его и держите в вертикальном положении. Если вы отпустили кнопку распылителя, то перед следующим проходом брызните в сторону от окрашиваемого элемента. Дело в том, что в момент отпускания в головке скапливается немного краски и в первый момент после нажатия баллончик может «плюнуть» на вашу красивую дверь крупной каплей и испортить результаты работы.

Граница прогрунтованной зоны

Граница прогрунтованного участка должна быть размытой

Покрашенную и лакированную дверь оставьте сушиться на ночь, а на следующий день снимите её с подвеса, уложите на стол и осмотрите на предмет огрехов. Если таковые обнаружены в виде потёков, точек и других мелких дефектов, то зачистите это место наждачной бумагой Р800 вручную, немного поливая водой. Чтобы убрать риски от крупной шкурки, сделайте повторный проход бумагой Р2000. Дальше алгоритм такой:

  1. Произведите замывку (матирование) лицевой части дверцы наждачной бумагой Р2000. Плоскости можно обрабатывать машинкой, но очень аккуратно, чтобы не протереть лак. Поверхности со сложным профилем — только вручную.
  2. Установите на машинку жёсткий круг (белого цвета), смочите его водой и приступайте к полировке плоскостей, смазывая их крупнозернистой пастой (углы не трогайте). Скорость вращения диска — 1000 об/мин.
  3. Поставьте полумягкий круг чёрного цвета и пройдите по всем углам.
  4. Возьмите мелкозернистую пасту и повторите все действия, не меняя круга. В конце сотрите остатки полироли мягкой ветошью.
Окрашивание баллончиком

Нанесение ЛКП из баллончика

Совет. При работе не надавливайте на шлифовальную машину, иначе протрёте лак и краску, что приведёт к переделке. Внутреннюю часть дверцы полировать нет смысла, но по торцам можно пройти для лучшего эффекта.

По окончании полировки остаётся собрать дверь и поставить её на автомобиль. Если деталь не снималась, то машину следует хорошо оклеить плёнкой, чтобы на неё не попадала краска и лак. Снимать плёнку можно после завершения полировки.

Процесс окрашивания на фото

Видеоинструкция как правильно покрасить дверь

Покраска элементов кузова — работа довольно сложная. Вполне вероятно, что сделать её безупречно с первого раза не получится. Поэтому перед окрашиванием потренируйтесь на любом листе металла либо другой поверхности, чтобы приспособиться и накладывать краску без потёков. На подготовку стоит затратить лишние 1–2 часа, но выполнить её безукоризненно. Не волнуйтесь, не спешите и помните: лучше нанести лак и краску с огрехами, чем ездить дальше с прогнившими дверями.

Интересное: