Разрешенная тонировка стекол автомобиля 2015 – изменения в требованиях и законах

С января 2015 г. внесены и вступили в силу ряд изменений, касающихся как требований к тонировке стекол автомобиля, так и ответственности за их невыполнение. Эти новшества носят скорее смягчающий характер, чем ужесточающий, рассмотрим их подробнее.

Изменения в эксплуатационных требованиях к тонировке

Сначала следует вспомнить, что требования к тонировке автостекол регламентируются ПДД, а именно особой их частью – перечнем условий и неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена (п. 7.3). Там дана ссылка на ГОСТ, в котором уже непосредственно излагается, какие именно стекла могут быть на транспортных средствах. С января 2015 г. прежний ГОСТ (5727-88) был упразднен и заменен на новый – ГОСТ 32565-2013 – и последний тогда же вступил в силу.

В новом документе требования к светопропусканию стекол авто в основном остались прежними, но внесено ряд существенных уточнений, важных дополнений и смягчен показатель для ветрового стекла. Так, если светопропускание последнего раньше должно было составлять не менее 75%, то теперь допустимое – 70%, как и для остальных стекол, обеспечивающих видимость для водителя.

Светопропускание ветрового стекла

Светопропускание ветрового стекла

В прежнем ГОСТе речь шла о нормативной области обзора в форме буквы П, определяющей видимость впереди. В новом – о светопропускании в 70% всех стекол, обеспечивающих обзор как спереди, так и сзади. То есть не только ветрового и передних, но и остальных, включая задние, если от них зависит безопасность движения. Но если на авто есть два наружных зеркала заднего обзора, разрешается использование стекол, обеспечивающих видимость сзади, с любым уровнем пропускания света. То есть их можно даже полностью затонировать.

В новом ГОСТе сделаны следующие уточнения и дополнения, которые привязаны к категориям транспортных средств. Светопропускание затеняющих полос на ветровых стеклах, и неветровых (других) стекол в месте выше зоны B у автомобилей категории M1 и области 1 для прочих ТС не нормируется. Ширина полос для затенения верхней части ветровых стекол у авто категорий N1, M1 и M2 не должна превышать 140 мм (14 см), а у автомобилей N2, N3 и M3 – быть шире минимального расстояния от верхней кромки стекла до границы области его очистки вверху стеклоочистителем, если в чертежах предприятия-производителя ТС не указано иное.

Ширина полосы для затенения лобового стекла

Ширина полосы для затенения лобового стекла

Вышеуказанные зоны B и 1 согласно ГОСТа должны на своих чертежах указывать предприятия-изготовители автомобилей. Приведенные категории ТС соответствуют:

  • M1 – легковые и другие автомобили для транспортировки пассажиров, в которых помимо водительского есть не более 8 мест для сидения;
  • M2 – троллейбусы, автобусы, специализированные пассажирские и прочие ТС с максимальной массой, не превышающей 5 т, в которых перевозят пассажиров и помимо водительского есть еще более 8 мест для сидения;
  • M3 – ТС с максимальной массой свыше 5 т, используемые для транспортировки пассажиров, в которых помимо водительского еще более 8 мест для сидения;
  • N1 – грузовые автомобили для транспортировки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
  • N2 – то же самое, но с максимальной массой, превышающей 3,5 т и ограниченной 12 т включительно;
  • N3 – то же самое, но с максимальной массой свыше 12 т.

Что нового в законах и правилах дорожного движения – ответственность за тонировку

В 2015 г. одновременно с изменениями технических требований к тонировке были также внесены поправки в правила движения и законы, определяющие ответственность за использование стекол с нерегламентированным светопропусканием. Собственно, нововведение только одно – с 15.11.2014 отменен запрет на дальнейшее использование авто и регистрационные номерные знаки с него не снимают. Но, разумеется, при условии, что выявленное автоинспектором нарушение будет незамедлительно устранено на месте задержания ТС. Согласно поправкам в закон (кодекс) об административный правонарушениях (КоАП статья 27.13) у водителей теперь есть такая возможность.

В остальном ответственность за нарушение требований к светопропусканию стекол осталась прежней. Штраф, налагаемый на лицо, управлявшее автомобилем с недопустимой тонировкой, составляет 500 рублей. Это прописано в том же законе (КоАП) – статья 12.5 ч.3.

Штраф за недопустимую тонировку

Штраф за недопустимую тонировку

Осталась прежней и ответственность за несвоевременную уплату штрафа. Согласно закону (статья 32.2 КоАП) последний должен быть уплачен в течение 60 суток. Отсчет этого срока начинается со дня вступления в законную силу выписанного постановления о взыскании штрафа.

Если водитель не выполнит это требование, то на него будет наложено дополнительное административное взыскание. Его оштрафуют еще на 1000 рублей либо принудят к обязательным работам в течение до 50 часов, либо подвергнут административному аресту на 15 суток. Эти меры воздействия на нерадивых водителей авто определяет другая статья того же закона (КоАП) – ст. 20.25. Причем дополнительное административное взыскание из-за несвоевременной уплаты штрафа в 500 рублей за неправильную тонировку не отменяет внесение последнего в бюджет государства. Эти деньги все равно надо будет отдать.

Практика применения и выполнения требований законов

При нанесении тонировки нужно учитывать следующее. У заводских стекол, установленных на автомобиле, даже на новом, светопропускание никогда не достигает 100%. Как правило, они уже поглощают примерно 20% проходящего через них света. И поэтому, установив на них еще и тонировочную пленку со светопропусканием в 70%, не стоит удивляться, почему автоинспектор признал использование таких стекол незаконным. Их действительное светопропускание будет меньше нормируемого законом.

Поэтому перед наклейкой тонировочной пленки, даже самой «слабенькой», специалисты рекомендуют обязательно замерить уровень светопропускания стекол авто. Затем следует рассчитать этот параметр после выполнения предполагаемой тонировки. Если, например, светопропускание чистого, без тонировочного покрытия стекла составляет 93%, а пленки 70%, то итоговая прозрачность будет следующей: 0,93 * 0,7 = 0,651. То есть светопропускание стекла с пленкой составит только 65%.

Замер уровня светопропускания стекол авто

Замер уровня светопропускания стекол авто

Законами регламентируются требования к светопропусканию именно стекла, а не тонировочной пленки.

Удаление тонировочной пленки уже после остановки авто сотрудником ГИБДД, даже если это сделано сразу, не освободит от наложения штрафа, так как управление ТС происходило со стеклами, имеющими недопустимое светопропускание. Но зато, согласно последним изменениям в законе, позволит избежать снятия номерных знаков и продолжить движение после составления протокола об административном нарушении и постановления о взыскании штрафа, потому что причина запрещения использования машины будет устранена.

Съемная тонировка не защитит от штрафа, если она будет установлена на стеклах в момент остановки водителя сотрудником ГИБДД. Но ее использование значительно упростит устранение причины нарушения ПДД и позволит быстрее вернуть регистрационные государственные знаки, если они все-таки были сняты.

Следует отметить, что не все водители, управляющие автомобилями, светопропускание стекол которых не соответствует установленным нормам, нарушители ПДД. В России можно получить специальное разрешение на тонирование стекол, позволяющее покрывать последние пленками с каким угодно светопропусканием. Но эта норма распространяется только на автомашины специального назначения. На законных основаниях получить такое разрешение для обычного автомобиля, да еще находящегося в личном пользовании, невозможно.