Система контроля давления в шинах – вокруг машины бегать не нужно!

Важность контроля давления воздуха в колесах понятна даже ребенку. Для этого используют различные приборы. А современные системы мониторинга давления производят контроль автоматически и дают дополнительную актуальную информацию.

Современные приборы измерения давления шин

По-прежнему пользуется спросом аналоговый измеритель давления в шинах – с стрелкой и шкалой. Принцип его работы относительно прост – воздух, находящийся под давлением в колесе, давит на небольшой подвижный шток прибора, который через несложную систему шестеренок и рычагов поворачивает стрелку устройства. У этих манометров существуют ограничения в замере максимального давления.

Многие автолюбители отдают предпочтение подобным приборам, будучи убежденными, что они самые точные. И отчасти они правы. Однако точность этих манометров зависит от их изначальной погрешности. По степени точности их делят на несколько классов. Чем выше класс точности (указан в паспорте), тем больше точность измерения. Погрешность измерения тем выше, чем ближе величина давления в колесах к максимально допустимому измеряемому манометром давлению.

Фото аналогового измерителя давления в шинах, bandit250.ru

Среди этой группы манометров следует выделить отечественные. Не имея, как правило, никаких наворотов, они всегда надежны, просты и точны. Приборы различных других производителей встречаются как точные, так и с большой погрешностью измерения, компактные и не очень, есть не очень удобные из-за сброса показаний давления до нуля сразу после отсоединения их от ниппеля.

К этой же группе манометров можно отнести установленные на автомобильных компрессорах – они тоже стрелочные. Их точность измерения, как правило, желает лучшего.

Второй тип манометров, набирающий все большую популярность – электронный измеритель давления в шинах. Эти приборы оснащены цифровым жидкокристаллическим экраном, некоторые из них имеют дополнительные функции. Об этих устройствах более подробно ниже.

На фото - электронный измеритель давления в шинах, drive2.ru

Отдельно стоят мало распространенные приборы столбикового типа в виде ручки. Принцип их действия очень прост: у подсоединенного к ниппелю устройства в результате воздействия воздуха выдвигается полоска с шкалой, которая останавливается на отметке, соответствующей величине давления. Несмотря на самую низкую стоимость, эти приборы не завоевали ни доверия, ни популярности – они не очень надежны. Удобство их ношения в кармане как обычной ручки одновременно оборачивается против них – манометр быстро забивается пылью и грязью, что портит его и мешает выдвигаться шкале наружу.

Колпачки-индикаторы – миниатюрные манометры, которые устанавливаются отдельно на каждое колесо. Приобретать необходимо комплект, рассчитанный на конкретное нормальное давление шин. Эти колпачки прикручивают вместо стандартных. Внутри них под прозрачной частью колпачка установлено пластиковое устройство в виде телескопической антенны. При нормальном давлении сквозь прозрачный пластик колпачок выглядит зеленым. По мере снижения давления сначала открывается желтый (или оранжевый) сегмент «антенны». Когда давление совсем низкое, виден становится только красный сегмент.

Особенности электронных цифровых приборов

Цифровые манометры выпускаются различных модификаций. Размеры всех устройств достаточно небольшие, позволяющие поместить их в карман или бардачок. Есть совсем компактные, как, например, брелок-измеритель давления в шинах. Цифровые манометры также, как и аналоговые, классифицируются по точности измерения. Все эти приборы питаются от встроенной сменной батареи, для замены которой большинство устройств придется вскрывать, откручивая крепления. Цифровые манометры бывают с подсветкой жидкокристаллического экрана и без подсветки (что не очень удобно в темное время суток). Встречаются некоторые типы приборов, среди которых попадаются экземпляры с утопленным носиком – таким манометром измерять давление невозможно.

Фото брелка-измерителя давления в шинах, kwicme.com

Ряд моделей цифровых приборов могут быть оснащены дополнительными функциями:

  • отображение результата измерения в других (кроме атм) единицах – при каждом нажатии на торцевую часть устройства результат переводится в килопаскали, бары либо psi;
  • наличие измерителя для замера глубины протектора колесных шин с выводом результата на тот же экран;
  • наличие фонарика для подсветки места, которое прикладывают к ниппелю.

Электронные манометры тоже необходимо поддерживать в чистоте, протирать мягкой тряпкой. Их нельзя погружать в воду и не стоит брызгать на них чистящими средствами.

На фото - электронный манометр, ford-master.ru

Цифровые приборы нуждаются в периодической проверке уровня заряда батарейки. Электронные манометры часто могут изменять показания результата измерения сразу после отсоединения их от ниппеля – как правило, из-за перекалибровки; наиболее точным является окончательный результат.

Системы контролирования давления воздуха в шинах

Система контроля давления в шинах предназначена для своевременного предупреждения об изменении давления воздуха в колесах.

Различают два вида таких систем: прямого и косвенного измерения давления.

Система косвенного замера конструктивно более проста. Она представляет собой программное расширение для управляющего блока системы ABS. У устройств косвенного измерения принцип работы основан на следующем: у спущенного колеса меньший радиус в месте соприкосновения с дорожным полотном и, соответственно, оно проходит за один оборот расстояние меньшее, чем такое же исправное колесо.

На фото - датчик ABS косвенного типа, drive2.ru

Датчики системы ABS, контролирующие вращение колес, определяют отрезки пути, которые проходит каждая шина за 1 оборот. Сигналы этих датчиков сравниваются в управляющем блоке ABS с имеющимися в нем контрольными параметрами. В случае расхождения значений на приборной панели загорается контрольная лампа (индикатор) и подается оповещающий звуковой сигнал.

Система прямого измерения давления воздуха в колесах работает с использованием радиосигнала. Она состоит из:

  • датчика давления, который навинчивается вместо колпачка ниппеля и может быть оснащен температурным датчиком;
  • передатчиков, оснащенных приемным устройством;
  • блока управления контролем давления;
  • приемной системы, отображающей в цифровом виде результаты измерений на экране приборной панели или устройства в виде брелка.

Фото системы контроля давления в шинах, arkanplus.ru

Датчики с помощью радиосигнала передают результаты измерений передатчикам, установленным обычно в колесных арках. Те, в свою очередь, по проводам передают данные в блок управления, где вся информация со всех колес постоянно анализируется и сравнивается с эталонными значениями. При этом в случае наличия температурных датчиков производится поправка на нагрев шин во время движения автомобиля. Эта поправка используется блоком управления при принятии решения о подаче предупреждающего сигнала об аварийном изменении давления в шинах. Вся обработанная информация о давлении в колесах передается в приемную систему.