Самостоятельная диагностика, ремонт и замена форсунок автомобилей ВАЗ 2114-15

Инжекторные двигатели автомобилей ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 не имеют принципиальных отличий. Основным элементом системы впрыска являются форсунки. Их работоспособностью во многом определяется бесперебойная эксплуатация автомобиля.

Содержание

Особенности инжекторных топливных систем

К преимуществам инжекторных топливных систем (ТС) относятся:

  • постоянный уровень давления в топливной системе;
  • качественное распыление топливной смеси;
  • быстрое нагнетание горючей смеси;
  • снижение шума при работе мотора;
  • полная независимость комплекса от режимов эксплуатации двигателя;
  • возможность реализации нескольких впрысков одновременно;
  • снижение токсичности выхлопных газов;
  • снижение выбросов в окружающую среду твёрдых загрязнений;
  • снижение расхода топлива;
  • заметный рост производительности.

Устройство и принцип действия инжекторных топливных систем

Основным элементом топливной системы является насос, который создаёт и поддерживает необходимое давление топлива. Встречаются различные конструкции насосов, но принцип их работы одинаков.

Топливный насос

Основным элементом топливной системы является бензонасос

Сама ТС состоит из следующих компонентов:

  • топливопроводы;
  • топливный бак;
  • топливные фильтры;
  • топливный насос (ТН);
  • топливная рампа (ТР);
  • форсунки (инжекторы) для каждого цилиндра мотора;
  • датчик давления топлива, расположенный на рампе;
  • блок управления, регулирующий величину давления и объём топлива для максимально эффективной работы.
Топливная система ВАЗ 2114

Топливная система автомобилей ВАЗ 2114/15 устроена достаточно просто

Корректная работа топливного комплекса позволяет:

  • уменьшить температуру охлаждающей жидкости в системе;
  • снизить нагрузку на топливный насос;
  • значительно сократить выбросы.

Устройство ограничителя давления

Давление топлива в системе может регулироваться двумя способами — механическим и электронным.

Механический ограничитель состоит из специального плунжера с пружиной, установленного в топливной магистрали. При избыточном давлении лишнее топливо через клапан сбрасывается обратно в бак.

Электронный ограничитель — более современное устройство. Электроника позволяет намного быстрее привести давление топлива к рабочим значениям. Это существенно увеличивает эффективность ТС.

Форсунки впрыска

В современном инжекторном двигателе используются форсунки с электромагнитным или электронным управлением. Они работают следующим образом:

  1. С топливной рампы топливо под давлением подаётся к инжектору.
  2. Топливо поступает в полость, выполняющую функцию распылителя.
  3. По команде электронного блока управления (ЭБУ) в инжекторе открывается клапан.
  4. Топливо поступает в сопло форсунки.
  5. Происходит распыление топлива и его дозированная подача в цилиндр двигателя.

Этот процесс измеряется миллисекундами. Так как работа топливной системы регулируется ЭБУ, при ремонте и замене форсунок следует тщательно соблюдать алгоритм, регламентированный производителем авто.

При замене должны использоваться оригинальные форсунки или аналоги, предусмотренные инструкцией по эксплуатации авто. В противном случае некондиционные форсунки могут привести к выходу из строя других элементов двигателя.

Форсунки, используемые на автомобилях ВАЗ 2114–15

На 8- и 16-клапанные двигатели автомобилей ВАЗ 2114–15 можно использовать различные взаимозаменяемые виды форсунок. К ним относят:

  • форсунки производства Bosch (три вида);
  • форсунки производства Siemens (три вида).

Форсунки Bosch

Тип используемой форсунки зависит от количества клапанов и объёма двигателя:

  1. Форсунка 0280158022 имеет чёрный цвет, обладает производительностью 1,9644 мг/сек и эксплуатируется при давлении в 3,8 атм. Используется на 16-клапанных двигателях объёмом 1600 см3 и управляется контроллером версии «Январь 7,2».
    Форсунка Bosch 0280158022

    На корпусе форсунки для её идентификации имеется маркировка

  2. Форсунка 0280158017 имеет чёрный цвет, обладает тонким факелом, производительностью 1,922 мг/сек и работает при давлении 3,8 атм. Может использоваться на 8-клапанных двигателях объёмом 1600 см3. Работает с контроллером «Январь 7,2».
    Форсунка Bosch 0280158017

    Форсунка предназначена для использования на отечественных автомобилях ВАЗ 2114–15

  3. Форсунка 0280158996, взаимозаменяемая с 0280150110. Первая использовалась до 2006 г. Применяются на 8-клапанных двигателях объёмом 1600 см3. Имеют различную производительность (первая — 1,653 мг/сек, вторая — 1,7 мг/сек), что никак не сказывается на эксплуатации двигателя. Форсунка 0280150110 может иметь утолщённое уплотнительное кольцо и удлинённое сопло. Обе форсунки работают под управлением контроллера «Январь 5.1».
    Форсунка Bosch 0280150110

    Устройство впрыска представляет собой современное и эффективное изделие

При покупке форсунок необходимо знать версию установленного контроллера управления («Январь 5,1» или «Январь 7,2»). Это необходимо для определения производительности инжекторов.

Форсунки Siemens Deka

На один и тот же двигатель могут быть установлены разные модели форсунок Siemens. Принципиальным является лишь количество клапанов. На 8-клапанный двигатель устанавливаются однофакельные форсунки, на 16-клапанный — двухфакельные. Во втором случае топливо может распыляться отдельно на имеющиеся впускные клапаны.

Двухфакельные форсунки имеют маркировку VAZ20734 (оранжевого цвета) или 20735 (синего цвета).

Восьмиклапанные двигатели могут оснащаться форсунками 6393 с толстым факелом. Они имеют производительность 1,662 мг/сек при рабочем давлении 3 атм.

Фотогалерея: форсунки от фирмы Siemens

Самостоятельная замена форсунок

Двигатели автомобилей ВАЗ 2114–2115 различаются мощностью и количеством клапанов.

Восьмиклапанный двигатель для ВАЗ 2114–15

Первые модели ВАЗ были оборудованы двигателями с 8 клапанами

Есть двигатели с 8 и 16 клапанами.

Двигатель ВАЗ с 16-ю клапанами

16-клапанный двигатель отличается большей мощностью и эффективностью

Порядок работ по замене форсунок не зависит от количества клапанов. Однако на двигателях с 16 клапанами для доступа к форсункам необходимо демонтировать ряд дополнительных элементов.

Признаки неисправности форсунок

Основными симптомами неисправности инжекторов являются:

  • двигатель с трудом запускается и неустойчиво работает;
  • двигатель глохнет на холостом ходу;
  • двигатель медленно набирает обороты;
  • появляются провалы во время движения;
  • увеличивается расход горючего;
  • повышается токсичность выхлопных газов.

Видео: определение неисправности форсунки

Диагностика форсунок без демонтажа

Инжекторная система двигателя состоит из множества компонентов. Поэтому неисправности выявляются лишь после тщательной проверки всех её составляющих. Диагностика должна производиться по каждому отдельному элементу.

Так, причиной падения мощности двигателя может быть форсунки, бензонасос, топливные фильтры и т. п. Засорение инжектора может вызывать провалы двигателя, затруднять его запуск, увеличить расход горючего.

При появлении этих признаков форсунки можно проверить без демонтажа. Для этого запускается двигатель, и поочерёдно отсоединяются провода коннектора с каждой форсунки.

Разъём электропроводки форсунки

Запускается двигатель, и отсоединяются провода коннектора с каждой форсунки

Если при отключении форсунки двигатель будет работать иначе, то форсунка исправна. Если никаких изменений не происходит, форсунку следует ремонтировать или менять на новую.

Необходимые инструменты

Для проведения работ потребуются следующие инструменты:

  • ключ-шестигранник на 5;
  • ключи рожковые ключи на 10, 17 и 24;
  • плоская и крестообразная отвёртки;
    Набор инструментов для работы

    Для замены форсунок потребуется минимальный список инструментов

  • мультиметр.
    Мультиметр

    Для измерения сопротивления форсунки и определения её исправности требуется мультиметр

Порядок действий при замене форсунок

Замена форсунок производится в следующей последовательности:

  1. Автомобиль ставится на стояночный тормоз.
  2. В топливной системе сбрасывается давление.
  3. Снимается подушка заднего сиденья.
    Заднее сиденье

    Под задним сиденьем располагается лючок топливного насоса

  4. Демонтируется лючок, с колодки топливного насоса снимается разъём.
    Люк под задним сидением автомобиля

    Лючок открывается с помощью фигурной отвёртки

  5. Насос отключается и давление в топливной системе падает.
    Колодка топливного насоса

    При отключении проводов насос прекратит свою работу

  6. Двигатель запускается и работает до выработки всего топлива.
  7. Несколько раз стартёром проворачивается коленвал.
  8. Открывается капот авто, и отключается минусовая клемма аккумулятора.
  9. Демонтируется декоративная защита двигателя (в случае 16-клапанного агрегата).
    Декоративный кожух

    Кожух необходимо снять для получения доступа к остальным деталям

  10. Снимается корпус воздушного фильтра.
    Корпус воздушного фильтра

    Для дальнейших работ необходимо снять воздушный фильтр

  11. Снимается ресивер и впускной коллектор (для двигателя с 16 клапанами).
    Впускной коллектор

    При замене форсунок необходимо снять впускной коллектор

  12. Для предотвращения попадания посторонних предметов и грязи технологические отверстия на блоке цилиндров закрываются ветошью (модель с 16 клапанами).
  13. С устройства регулировки давления в комплексе системы питания снимается шланг.
    Шланг датчика давления

    С устройства регулировки давления в комплексе системы питания снимается шланг

  14. От клапанной крышки (модель с 16 клапанами) отсоединяется шланг вентиляции картера.
    Шланг для вентиляции картера двигателя

    От клапанной крышки отсоединяется шланг вентиляции картера

  15. Снимается направляющая трубка щупа уровня масла (модель с 16 клапанами).
    Направляющая трубка щупа уровня масла

    Трубка щупа уровня масла извлекается из картера двигателя

  16. Отжав специальную защёлку из пластика, снимается коннектор, подключённый к датчику положения заслонки дросселя.
    Коннектор датчика дросселя

    Для получения доступа к форсункам необходимо отсоединить коннектор

  17. Аналогично снимается коннектор с устройства регулировки холостого хода.
    Коннектор холостого хода

    Снимается коннектор с устройства регулировки холостого хода

  18. От жгута электропроводки форсунок отсоединяется колодка коннектора.
    Коннектор электропроводки форсунок

    От жгута электропроводки форсунок отсоединяется колодка коннектора

  19. Ключом на 17 разделяются трубки подачи топлива.
    Трубки поступления топлива

    С использованием двух ключей трубки подачи топливаразъединяются

  20. Отворачиваются болты крепления топливной рампы.
    Крепление топливной рампы

    Топливная рампа откручивается с помощью шестигранника

  21. Рампа сдвигается таким образом, чтобы форсунки вышли из своих посадочных мест.
    Топливная рампа с форсунками

    Топливная рампа извлекается без больших усилий

  22. Отжав фиксатор с пружиной. С каждой форсунки снимается электропроводка.
    Фиксатор электропроводки форсунки

    Отжав фиксатор с пружиной, с каждой форсунки снимается электропроводка

  23. Снимается металлическая предохранительная скоба.
    Металлическая скоба форсунки

    Металлическая скоба удерживает форсунку в топливной рампе

  24. Форсунка вытаскивается из установочного места на топливной рампе и меняется на новую.
    Демонтированная форсунка

    Форсунка извлекается из топливной рампы

  25. При установке старых форсунок необходимо аккуратно промыть их распылительные части с использованием растворителя или жидкости для очистки карбюратора.
    Жидкость для обработки инжектора

    Очиститель инжекторов часто используется при самостоятельном ремонте топливной системы автомобиля

  26. Аналогично производится демонтаж других форсунок.
  27. Установка форсунок осуществляется в обратном порядке.

Видео: замена форсунок на 16-клапанном двигателе

Алгоритм замены форсунок на автомобилях ВАЗ 2114/15 практически не зависит от количества клапанов на двигателе.

Видео: замена форсунок на 8-клапанном двигателе

Диагностика форсунок с демонтажем

Работоспособность снятых с двигателя форсунок проверяется следующим образом:

  1. Подключается минусовая клемма аккумулятора.
  2. Демонтированная рампа присоединяется к трубке подачи топлива и колодке электропитания.
  3. Рампа фиксируется таким образом, чтобы имелась возможность подставить под каждую из форсунок одинаковые ёмкости.
    Ёмкости для проверки работоспособности форсунок

    Под каждую из форсунок подставляются одинаковые ёмкости

  4. Запускается стартер (для этого нужен помощник). По заполнению ёмкостей будет видно, какая из форсунок работает некорректно или не работает совсем.
  5. Неисправную форсунку рекомендуется заменить на новую, так как промывка лишь временно устраняет неисправность.
    Диагностика работы форсунок

    Изучается распыление топлива и степень заполнения ёмкостей

  6. После такой диагностики следует подождать некоторое время и понаблюдать за герметичностью инжекторов. Дело в том, что при простое автомобиля бензин может попасть в цилиндры, а это крайне нежелательно.
  7. Проводится осмотр каждой из форсунок на предмет механических повреждений, проверяется состояние резиновых колец уплотнения и колодок электропитания.
    Уплотнительные кольца

    Форсунка меняется вместе с уплотнителями

  8. При неисправности колодки форсунка перестаёт работать, так как к ней не подводится питание.
    Колодка электропитания форсунки

    При диагностике форсунок проверяется целостность электрической колодки

  9. При необходимости форсунка меняется на исправную.

Проверку инжекторов по внешней форме формируемых распылителями факелов топлива и по герметичности рекомендуется проводить на СТО. Самостоятельная диагностика в этом случае крайне пожароопасна.

Порядок проверки электропитания форсунок следующий:

  1. Все питающие колодки отключаются от инжекторов.
  2. К достоверно рабочей колодке подсоединяются два провода, другими концами подключённые к условно неисправной форсунке.
  3. Включается зажигание. Если форсунка работает, то неисправна колодка. В противном случае следует заменить лишь саму форсунка.

Поиск неисправности инжектора с помощью мультиметра состоит из следующих этапов:

  1. Для проведения диагностики обмоток инжекторов отключается минусовая клемма с аккумулятора.
  2. От форсунок отсоединяются все колодки.
  3. Щупы мультиметра замыкаются на контакты форсунки. Таким образом измеряется её сопротивление.
    Измерение мультиметром сопротивления форсунки

    Показания мультиметра достоверно указывают на исправность инжектора

  4. Мультиметр должен показать 11–15 Ом. При большем либо меньшем значении сопротивления форсунку необходимо заменить.

Восстановление работоспособности форсунок

Неработоспособную форсунку можно заменить на новую или качественно почистить. Ремонт форсунок неэффективен в силу их конструкционных особенностей.

Причиной некорректной работы форсунок может стать наличие примесей в топливе. Особо интенсивно происходит накопление отложений в форсунке при остановке двигателя.

При работе форсунка нагревается, а топливо не способно её охладить. В распылителе накапливаются тяжёлые фракции, уменьшая тем самым диаметр сечения его канала. Так, отложения размером в 5 микрон способны уменьшить пропускную способность на 25%. Снизится качество топливно-воздушной смеси со всеми вытекающими последствиями.

Отечественный бензин не всегда является качественным. Поэтому форсунки теряют работоспособность менее, чем через 100 тыс. км пробега.

Продление срока службы форсунок

Различий в процедурах очистки и промывки форсунок в 8- и 16-клапанных двигателях практически нет.

Существует несколько способов продлить срок эксплуатации распылителей:

  1. При небольшом пробеге возможно регулярное добавление в топливо различных присадок.
  2. Можно произвести чистку форсунок на СТО с помощью ультразвука через каждые 40 тыс. км пробега.
  3. Очистка сольвентом производится на специализированных СТО и является весьма дорогостоящей процедурой.

Самостоятельная очистка форсунок

Для очистки форсунок своими руками потребуется:

  1. Набор ключей и инструментов для демонтажа форсунок.
  2. Три баллончика со специальным средством очистки карбюраторов или инжекторов.
    Средство для очистки карбюраторов

    Форсунки можно очистить с помощью специальных средств

  3. Отрезок резинового шланга длиною 15–20 см.
  4. Два металлических хомута.
    Хомут металлический

    Металлический хомут обеспечивает герметичное соединение шлангов

  5. Лампочка на 12 В.
    Лампочка 12 Вольт

    Для очистки форсунок потребуется лампочка на 12В

  6. Двухконтактная кнопка без фиксации.
    Двухконтактная кнопка без фиксации

    Для временного замыкания электроцепи используется двухконтактная кнопка без фиксации

  7. Зарядное устройство на 12 вольт (подойдёт от мобильного телефона).
  8. Четыре соединительные клеммы.
    Соединительные клеммы

    Для качественного электрического контакта используются специальные клеммы

  9. Прочная острая булавка или игла.

Самостоятельная очистка форсунок производится в следующем порядке:

  1. Производится демонтаж форсунок.
  2. Форсунки тщательно осматриваются. При наличии следов утечки форсунки меняются.
  3. С корпуса и распылителя снимаются уплотнительные кольца.
    Съём кольца с форсунки со стороны топливной рампы

    Резиновые кольца подлежат обязательной замене

  4. Форсунки на время помешаются в ацетон или сольвент таким образом, чтобы жидкость покрывала лишь их распылители.
  5. Собирается несложная схема. Один конец куска шланга в 15–20 см крепится хомутом на крышке баллончика с очищающей жидкостью, а другой конец — на входе форсунки. Выходное отверстие инжектора опускается в обычную пластиковую бутылку для слива использованной чистящей жидкости.
  6. С помощью зарядного устройства от телефона плюсовой провод соединяется с кнопкой, а минусовой присоединяется к одному из контактов инжектора. В электроцепь от другого контакта замыкающей кнопки последовательно запитывается лампочка на 12В. Это необходимо для сохранения обмотки форсунки при подаче на неё напряжения. Далее проводка от лампочки поступает на вторую клемму инжектора.
  7. Зарядное устройство подключается к сети. Нажатием кнопки цепь замыкается. При этом лампочка загорится, и послышится щелчок. Это означает, что форсунка открылась.
  8. С помощью баллончика в шланге создаётся давление, и очищающая жидкость поступает в собранную систему.
  9. Затем осуществляется имитация открытия инжектора замыканием цепи кнопкой. Форсунка при этом выпускает в пластиковую бутылку струю очищающей жидкости.
  10. Процесс повторяется несколько раз, пока инжектор полностью не очистится. Подобная процедура проводится со всеми форсунками.
  11. Очистка отложений у сопел распылителя осуществляется с использованием булавки либо иглы.
  12. Производится сборка элементов топливной системы в обратном порядке.

Видео: очистка форсунок своими руками

Специальные средства для очистки форсунок

Для очистки и промывки форсунок чаще всего используются следующие средства:

  1. LIQUI MOLY — универсальная жидкость, используется для любых автомобилей.
    Жидкость для очистки инжектора LIQUI MOLY

    LIQUI MOLY — самое популярное средство очистки инжекторов

  2. Wynn’s — химически агрессивное средство для качественной очистки инжекторов.
    Жидкость для очистки инжекторов Wynn’s

    Wynn’s представляет собой довольно едкую жидкость

  3. Carbon Clean — более мягкая, чем Wynn’s, жидкость, но с её помощью тоже можно качественно очистить форсунки.
    Жидкость для промывки форсунок Carbon Clean

    Carbon Clean довольно эффективная при самостоятельной очистке форсунок

  4. Lavr — более дорогой аналог Wynn’s.
    Жидкость для промывки форсунок Lavr

    Lavr обладает хорошими чистящими свойствами и высокой ценой

Замена уплотнительных колец

Специалисты рекомендуют при установке форсунок смазывать уплотнительные кольца водоотталкивающей жидкостью WD-40 или обычным моторным маслом.

Средство WD-40

Средство WD-40 используется для смазки уплотнительных колец

Перед установкой новых форсунок следует проверить состояние уплотнительных резиновых колец и при необходимости заменить их на новые.

Замена уплотнительных колец

Замену уплотнительных колец следует проводить крайне аккуратно

Замене подлежат прокладки, которые установлены со стороны топливной рампы и распылителя. Для их снятия можно использовать отвёртку. Установку новых уплотнительных колец следует производить аккуратно, без использования каких-либо инструментов. Перед этим их следует обработать моторным маслом.

По окончании работ необходимо проверить все соединения на герметичность, провернув стартером несколько раз коленчатый вал.

Таким образом, диагностика, промывка и замена форсунок на инжекторных моделях ВАЗ 2114–15 не представляет большой сложности. Для этого достаточно минимального набора инструментов и тщательного следования рекомендациям профессионалов.

Интересное: