Диагностика неисправностей, ремонт и замена масляного насоса ВАЗ 2110-12 своими руками

Масляный насос играет важнейшую роль в системе смазки двигателя любого автомобиля. Даже непродолжительная эксплуатация авто с неисправным насосом приведёт к выходу силового агрегата из строя. Поэтому любой автовладелец должен знать основные признаки выхода из строя масляного насоса и своевременно принимать соответствующие меры.

Содержание

Функции, устройство и расположение масляного насоса ВАЗ 2110–12

Система смазки двигателя предназначена для своевременной подачи моторного масла к подвижным и наиболее нагревающимся элементам силового агрегата. Масло подаётся из поддона и циркулирует по специальным каналам внутри блока и головки блока цилиндров. Масляный насос обеспечивает принудительную циркуляцию смазочного материала.

Расположение масляного насоса на ВАЗ 2110–12

На ВАЗ 2110–12 маслонасос расположен в правом нижнем углу блока цилиндров под шестернёй коленвала, приводящей в действие газораспределительный механизм.

Расположение масляного насоса на ВАЗ 2110–12

Масляный насос расположен в правом нижнем углу двигателя под шестерней коленвала

Это относится как к восьми, так и к шестнадцатиклапанным двигателям. Корпус насоса одновременно является боковой крышкой силового агрегата.

Устройство масляного насоса

Конструкция маслонасоса очень проста и включает следующие элементы:

  • корпус с крышкой;
  • ведущая и ведомая шестерни;
  • редукционный клапан с пружиной;
  • маслоприёмник.
Конструкция масляного насоса ВАЗ 2110–12

Масляный насос имеет простую конструкцию, в основе которой лежат две шестерни

Принцип действия масляного насоса

Насос приводится в действие коленчатым валом через ведущую шестерню. Последняя вращает ведомую шестерню, создавая на входе устройства пониженное, а на выходе — повышенное давление. Таким образом масло из картера через трубку маслоприёмника поступает в насос, а из него — в масляную магистраль двигателя. Когда величина давления внутри насоса начинает превышать допустимое значение, подпружиненный редукционный клапан сливает излишки масла назад в поддон.

Диагностика неисправностей

Прямое подключение насоса к коленвалу позволяет избежать поломок, связанных с его приводом. Это, однако, не исключает возможности появления других неисправностей.

Неисправности насоса и их признаки

К основным неисправностям маслонасоса ВАЗ 2110–12 относятся:

  • засорение сетки маслоприёмника;
  • повреждение корпуса устройства;
  • износ посадочных мест шестерней в корпусе и в крышке;
  • износ ведущей или ведомой шестерней;
  • повреждение редукционного клапана;
  • деформация или повреждение пружины клапана.
Сигнальная лампа аварийного давления масла на ВАЗ 2110–12

Постоянно горящая сигнальная лампа в виде масленки свидетельствует о падении давления в системе смазки до критического уровня

Признаками выхода из строя маслонасоса могут являться:

  • горящая на приборной панели сигнальная лампа критического давления масла;
  • перегрев двигателя;
  • высокочастотный стук (цокот) в месте расположения насоса.

Конструкцией двигателя ВАЗ 2110–12 не предусмотрена установка датчика давления масла. Как и большинство современных автомобилей, представители десятого семейства оборудованы лишь датчиком аварийного (критически низкого) давления. При падении давления в системе на щитке приборов загорается сигнальная лампа в виде маслёнки красного цвета. Однако эта лампа может загораться и при других неисправностях (выход из строя датчика, обрыв его электрической цепи, утечка масла и т. п.).

Перегрев двигателя также нельзя отнести только к симптомам неисправности масляного насоса. Обычно он возникает из-за проблем в системе охлаждения.

Что касается стука, исходящего со стороны масляного насоса, то здесь тоже не всё однозначно. Иногда при износе шестерней или элементов корпуса устройство может издавать высокочастотный стук. Как правило, он связан с образованием люфта между шестернями и корпусом (крышкой) и наиболее чётко слышен на холостом ходу. Однако подобные звуки могут издавать и изношенные подшипники (натяжного или направляющего роликов, помпы, коленвала).

Как определить, что неисправен именно масляный насос

Процесс замены маслонасоса на ВАЗ 2110–12 довольно прост и не предполагает использования каких-либо специальных инструментов. Однако для этого необходимо купить новый насос и потратить определённое время. Поэтому перед заменой устройства следует убедиться, что неисправно именно оно. Сделать это можно по следующему алгоритму.

Замер уровня масла

Сначала нужно измерить уровень масла в двигателе и проверить его консистенцию. Делается это специальным щупом. Желательно вспомнить, когда менялись масло и фильтр. Если с момента последней замены машина прошла более 10 тыс. км, их лучше сразу заменить. Затем следует нанести каплю масла на большой палец руки и растереть его указательным. Если масло окажется слишком тёмным, жидким и быстро впитается, его нужно заменить.

Если на щупе уровень смазки ниже отметки «min», следует долить масла и запустить двигатель. Далее нужно посмотреть, не загорается ли сигнальная лампа на приборной панели. Также следует проверить, не происходит ли перегрев силового агрегата. Параллельно производится осмотр двигателя на предмет утечки масла. Если ранее со стороны насоса слышался стук, следует прислушаться, не исчез ли он после доливки масла.

Проверка уровня масла

Одной из причин падения давления масла в системе может быть его низкий уровень

Проверка электрической цепи датчика

Если перечисленные симптомы не исчезли, следует выполнить следующие действия:

  1. Заглушите двигатель и дайте ему остыть.
  2. Отсоедините провод от датчика аварийного давления масла. На шестнадцатиклапанных двигателях он расположен с левой стороны на торце корпуса подшипников распредвалов, на восьмиклапанных — справа на тыльной стороне ГБЦ.
  3. Включите зажигание, не запуская мотора.
  4. В моторном отсеке замкните провод, идущий к датчику, на «массу» автомобиля. Если сигнальная лампа при этом погасла, с цепью датчика всё в порядке.
Проверка электрической цепи датчика аварийного давления масла

Для проверки цепи датчика достаточно замкнуть идущий к нему провод на «массу» при включённом зажигании

Диагностика датчика

Для диагностики датчика необходимо выкрутить его ключом на 21 и осмотреть его рабочую часть, которая заходит в ГБЦ. На ней должны оставаться следы моторного масла, свидетельствующие о нормальной циркуляции смазки в системе. Если рабочая часть сухая, масляный насос, скорее всего, неисправен.

Сам датчик обычно проверяется заменой на заведомо исправный. После этого проверяется, горит ли сигнальная лампа и как ведёт себя двигатель.

Проверка давления масла

Если после проверки и замены датчика симптомы не исчезли, необходимо измерить давление масла с помощью специального манометра. Такой манометр имеет металлический наконечник с резьбой, который вкручивается в посадочное гнездо датчика. Затем запускается и прогревается двигатель. Если манометр показывает на холостых оборотах давление больше 0,6 бар (60 кПа), маслонасос исправен. Если же давление ниже, насос следует заменить.

Измерение давления масла

Давление масла на холостых оборотах должно быть не менее 0,6 бар (60 кПа)

Проверка масляного насоса на стенде

В условиях автосервиса масляный насос проверяется на специальном стенде. Это предполагает:

  • определение производительности насоса;
  • измерение давления масла на выходе насоса;
  • измерение давления, при котором открывается редукционный клапан.

При этом применяется специальное масло, температура которого должна составлять ровно 200С. Производительность насоса ВАЗ 2110–12 при частоте вращения коленвала 6000 об/мин должна быть не менее 35 л/мин, а редукционный клапан должен открываться при увеличении давления внутри насоса до 0,55–0,75 МПа.

Основные причины выхода из строя масляного насоса

Регламентированный производителем ресурс масляного насоса ВАЗ 2110–12 составляет 150–200 тыс. км пробега. Это, однако, не означает, что насос не прослужит дольше или не выйдет из строя гораздо раньше. Основными причинами, по которым он может перестать нормально функционировать, являются:

  • израсходованный ресурс;
  • несвоевременная замена масляного фильтра, вследствие чего в систему попадают частицы металла (продукты трения), действующие на детали насоса как абразив, и засоряется фильтрующая сетка маслоприемника;
  • использование масла, характеристики которого не отвечают требованиям автопроизводителя.

Замена и ремонт масляного насоса

Замена масляного насоса автомобилей ВАЗ 2110–12 производится на смотровой яме или эстакаде. В крайнем случае можно использовать домкрат. Для работы потребуются следующие инструменты:

  • баллонный ключ;
  • ключи на 10, 13, 17;
  • торцевые шестигранные ключи на 5 и на 8;
  • большая шлицевая отвёртка;
  • специальный ключ для натяжных роликов (для регулировки натяжения ремня ГРМ);
  • чистая сухая ёмкость для слива масла.

Снятие масляного насоса

Порядок демонтажа маслонасоса на ВАЗ 2110–2112 следующий:

  1. Снимите кожух привода ГРМ, предварительно открутив на нём болты крепления ключом на 10 (на восьмиклапанном двигателе — 3 болта, на шестнадцатиклапанном — 6).
    Кожух ГРМ ВАЗ 2110–12 (16 клапанов)

    Чтобы снять кожух ГРМ, нужно открутить 6 болтов

  2. Ключом на 13 ослабьте натяжение ремня генератора и снимите его со шкива коленвала.
    Снятие ремня генератора

    Чтобы ослабить ремень генератора, нужно открутить болт ключом на 13

  3. Ключом на 17 открутите болт крепления шестерни коленвала. Для того чтобы коленчатый вал не прокручивался, зафиксируйте маховик при помощи большой шлицевой отвёртки в окошке картера сцепления.
    Демонтаж шкива привода генератора

    Чтобы снять шкив, нужно открутить болт ключом на 17

  4. Снимите шкив коленвала и закрутите болт его крепления обратно. Накинув на этот болт ключ на 17, проворачивайте коленвал до того момента, пока метка на распределительном вале (распредвалах у шестнадцатиклапанного двигателя) не совпадёт с меткой (метками) на задней крышке привода ГРМ.
    Метки ГРМ на шестернях распредвалов ВАЗ 2110–12

    Метки на шестернях распредвалов должны совпадать с метками на задней крышке привода ГРМ

  5. Обратите внимание на метку, нанесённую на зубчатый шкив коленвала. Она должна совпадать с меткой, находящейся на корпусе масляного насоса.
    Метки на зубчатом шкиве коленвала и крышке масляного насоса

    Перед снятием ремня ГРМ убедитесь, что метки на шкиве и на крышке насоса совпадают

  6. Накидным ключом на 17 отпустите гайку крепления натяжного ролика (для шестнадцатиклапанного мотора ещё и гайку крепления направляющего ролика). Специальным ключом проверните натяжной ролик, ослабляя натяжение ремня ГРМ, и снимите ремень.
    Ослабление ремня ГРМ

    Чтобы ослабить ремень ГРМ, необходимо открутить болты крепления натяжного и направляющего роликов

  7. Если автомобиль не установлен на смотровую яму или эстакаду, отверните болты правого переднего колеса, поднимите кузов домкратом и снимите колесо. Не забудьте подстраховаться, подложив под кузов машины подставку.
  8. Подденьте отвёрткой зубчатый шкив коленвала и аккуратно снимите его, стараясь не потерять шпонку.
    Демонтаж зубчатого шкива

    Снимая зубчатый шкив коленвала, не потеряйте шпонку

  9. Если поддон защищён, снимите защиту.
  10. Подставьте ёмкость для сбора масла под поддон картера. Ключом на 17 выверните пробку сливного отверстия и слейте масло. Чтобы оно стекло быстрее, в моторном отсеке открутите пробку заливной горловины.
    Слив масла с двигателя ВАЗ 2110–12

    Чтобы масло стекло быстрее, открутите заливную горловину

  11. Используя ключ на 10 (лучше торцевой или головку), открутите 16 болтов крепления поддона картера. Не потеряйте фигурные шайбы, расположенные под болтами.
    Снятие поддона картера

    Чтобы снять поддон, нужно открутить 16 болтов его крепления ключом на 10

  12. Аккуратно снимите поддон, стараясь не повредить прокладку между ним и картером. Если она деформирована или повреждена, её нужно заменить.
    Прокладка поддона картера ВАЗ 2110–12

    Если прокладка деформирована или повреждена, её необходимо заменить

  13. Ключом на 10 открутите два болта крепления маслоприёмника к коренному подшипнику и один болт его крепления к масляному насосу.
    Маслоприёмник ВАЗ 2110–12

    Маслоприёмник крепится тремя болтами к крышке коренного подшипника и масляному насосу

  14. Выведите трубку маслоприёмника из корпуса маслонасоса и извлеките приёмник. Не потеряйте резиновое уплотнительное кольцо, которое расположено на трубке в месте её входа в насос.
  15. Ключом на 10 отверните шесть болтов крепления маслонасоса к БЦ и аккуратно снимите его. Сальник коленвала, который находится в насосе, можно пока не извлекать. На шестнадцатиклапанном двигателе перед демонтажем насоса нужно будет ещё отсоединить разъем от датчика положения коленчатого вала.
    Демонтаж масляного насоса

    Чтобы снять маслонасос, необходимо открутить 6 болтов ключом на 10

  16. Снимите прокладку между маслонасосом и блоком.

При установке масляного насоса сборка производится в обратной последовательности.

Ремонт масляного насоса

Практика показывает, что в большинстве случаев насос лучше и проще заменить в сборе. Если же неисправность устройства не носит критического характера, его можно попытаться отремонтировать. Перед этим насос следует разобрать и определить причину, по которой он вышел из строя.

Разборка насоса

Порядок разборки насоса следующий:

  1. Тонкими круглогубцами выньте сальник коленвала из посадочного места. Если на нём имеются следы повреждений, его нужно будет заменить.
    Сальник коленвала ВАЗ 2110

    Сальник коленвала извлекается при помощи тонких круглогубцев

  2. Ключом на 10 открутите болт фиксации датчика положения коленчатого вала. Отсоедините датчик от насоса.
  3. Шестигранным ключом на 5 открутите шесть болтов крепления крышки насоса к корпусу. Снимите крышку.
    Разборка масляного насоса ВАЗ 2110–12

    Для разборки насоса потребуется шестигранный ключ на 5

  4. Из крышки извлеките ведущую шестерню.
  5. Из корпуса извлеките ведомую шестерню.
    Ведущая и ведомая шестерни масляного насоса

    Ведущая шестерня расположена в крышке, а ведомая в корпусе

  6. Шестигранником на 8 открутите болт-пробку редукционного клапана и извлеките её вместе с уплотнительным кольцом.
    Пробка редукционного клапана

    Пробка клапана откручивается шестигранным ключом на 8

  7. Выньте пружину клапана и сам клапан.
    Пружина редукционного клапана

    Редукционный клапан поджимается пружиной

Оценка состояния элементов масляного насоса

Для того чтобы понять, подлежит ли насос ремонту, необходимо осмотреть все его элементы и оценить степень их износа в следующем порядке:

  1. Осмотрите внутренние поверхности корпуса и крышки насоса. На них не должно быть задиров, шероховатостей, вмятин.
  2. Штангенциркулем измерьте диаметр посадочного места ведомой шестерни в корпусе насоса. Он не должен превышать 75,1 мм.
    Посадочное место ведомой шестерни в корпусе насоса

    Если диаметр посадочного места больше 75,1 мм, корпус нужно заменить

  3. Штангенциркулем измерьте толщину сегмента в корпусе. Она должна составлять не менее 3,4 мм.
    Измерение толщины сегмента на внутренней стороне корпуса насоса

    Толщина сегмента должна быть не менее 3,4 мм

  4. Измерьте толщину ведущей и ведомой шестерён. Она не должна быть меньше 7,42 и 7,35 мм соответственно.
    Измерение толщины шестерен

    Толщина ведомой и ведущей шестерён не должна быть менее 7,42 и 7,45 мм

  5. Измерьте длину пружины клапана. В свободном (несжатом) состоянии она должна составлять 55,72 мм, в сжатом — 31,7 мм.
    Измерение длины пружины редукционного клапана

    В свободном состоянии пружина должна иметь длину 55,72 мм, в сжатом — 31,7 мм

  6. Осмотрите внутреннюю поверхность гнезда редукционного клапана и сам клапан. При обнаружении видимых повреждений (вмятин, задиров) дальнейшая их эксплуатация не рекомендуется.

Видео: снятие и разборка масляного насоса ВАЗ 2110–12

Замена элементов масляного насоса

Обнаружив при проверке элементов насоса повреждения или несоответствие фактических размеров допустимым, следует просто заменить износившуюся деталь на новую. Крышка с корпусом насоса, шестерни, редукционный клапан и его пружина — все они продаются по отдельности в автомагазинах. Если же нет желания и возможности ремонтировать насос, его можно заменить полностью. Цена нового изделия составляет около двух тысяч рублей.

Особое внимание следует уделить осмотру маслоприёмника. Именно его фильтрующая сетка чаще всего становится причиной падения давления в системе, ведущего к масляному голоданию двигателя. На сетке скапливается грязь, металлическая стружка, конденсат и т. п., снижая её пропускную способность. Сетку необходимо очистить. Так как маслоприёмник является неразборным, сделать это можно только выжиганием на газовой горелке или воздействием на осадок химически активными веществами. В последнем случае фильтрующий элемент приёмника нужно замочить на сутки в растворителе или какой-либо другой жидкости, использующейся для прочистки канализации.

Забитая сетка маслоприемника

Очистить сетку маслоприёмника можно путем выжигания ее на газовой горелке, либо замочив в химически активном растворе

Подготовка масляного насоса к установке

Перед установкой нового или отремонтированного масляного насоса необходимо выполнить следующие действия.

  1. После ремонта соберите насос, не закручивая пробки редукционного клапана.
  2. Залейте немного моторного масла в гнездо клапана и в сам насос через отверстие для трубки маслоприёмника.
  3. Вставьте клапан и пружину. Закрутите болт-пробку.
  4. Проверните ведущую шестерню пальцами на несколько оборотов.
  5. Смочите рабочую кромку сальника коленвала моторным маслом.
  6. Установите сальник коленвала в посадочное место и запрессуйте его отрезком трубы соответствующего диаметра заподлицо с кромкой на маслонасосе.

Установка масляного насоса

Монтаж насоса производится в обратном порядке. Перед установкой следует убедиться, что его прокладка не имеет повреждений. Если повреждения всё же есть, она меняется на новую. Перед установкой на прокладку рекомендуется нанести слой густой смазки (литол, солидол). Таким же образом следует поступить и с прокладкой поддона картера.

По завершении всех монтажных работ следует проверить давление масла в системе.

Таким образом, замена и ремонт масляного насоса не представляют большой сложности, и при наличии свободного времени могут быть произведены без привлечения специалистов.

Высшее техническое образование

Интересное: