Все уже давно привыкли к тому, что при включении поворотников в салоне автомобиля раздаются щелчки. Многие воспринимают это явление как данность и даже не задумываются, что же их издаёт в современном автомобиле, и нужны ли они сейчас. Обратимся сначала к истории.
История появления звуков, сопровождающих включение указателя поворота
Указатели поворота появились в машинах довольно давно. На заре автомобилестроения для подачи сигнала поворота использовались механические рычаги, но к концу 30-х годов прошлого века в автомобилях появились электрические поворотники. А спустя ещё пару десятилетий уже каждая машина была оснащена этим простым прибором, поскольку наличие указателя поворота требовал закон.
Что же щёлкало в поворотниках в те времена? Мигание света в указателе поворота обеспечивалось работой биметаллического прерывателя тока. При нагреве биметаллической пластины внутри прерывателя она замыкала электрическую цепь то одним концом, то другим, именно в этот момент и происходил щелчок. Позже биметаллические прерыватели были заменены на импульсные реле, которые тоже издавали характерные щелчки.
Принцип работы реле заключается в следующем. Импульсное реле представляет собой электромагнит. При подаче тока на электромагнитную катушку появляется магнитное поле, которое притягивает находящийся внутри системы якорь и размыкает электрическую цепь. Когда ток пропадает, магнитное поле исчезает, а якорь возвращается на место при помощи пружины. Именно в этот момент замыкания электрической цепи и слышен характерный щелчок. Пока поворотник не будет выключен, цикл будет повторяться, а щелчки будут слышны на каждом его шаге.
Именно эти звуки и ассоциируются с работой поворотников.
Что щёлкает в современных машинах
В современных автомобилях уже нет биметаллических прерывателей и импульсных реле, а щелчки остались.
Сейчас принцип работы поворотников совершенно иной. За включение и мигание указателя поворота отвечает бортовой компьютер, в некоторых случаях реле, но оно уже давно перестало издавать звуки при работе. Привычные же щелчки имитируются искусственно и воспроизводятся динамиками, а вовсе не звучат от приборов. И только в редких случаях вы можете услышать живой звук от реле, расположенного специально для этих целей под приборной панелью.
В последние годы автомобильная индустрия пошла ещё дальше, и вместо знакомых щелчков при включении поворота вы можете услышать всё что угодно, от клацанья до кваканья.
По сути все эти щелчки и звуки уже не нужны, и представляют собой скорее дань традиции. А убрать звук можно в настройках или у любого электрика.
Зачем осталось звуковое сопровождение
Перед совершением маневра водитель включает указатель поворота и тем самым предупреждает других участников движения о своём намерении. Если же этот водитель забыл выключить поворотник (или не произошло автоматическое отключение), он нарушает правила и дезинформирует остальных о своих действиях. Таким образом, щелчки работающего поворотника сообщают водителю о необходимости своевременно отключить его и предотвращают аварийную ситуацию на дороге.
Если же кому-то сильно мешают эти звуки, то можно просто включить магнитолу чуть громче, и щелчки сразу же отойдут на второй план.
Теперь стало понятно откуда в автомобиле появляются щелчки при включении поворотников, предыстория их возникновения и современное предназначение. Эти звуки уже давно стали привычными, а уйдут ли они в прошлое или останутся в будущем, покажет время.