Если внимательно посмотреть на лобовое или заднее автомобильное стекло, то по краям его можно рассмотреть неширокую черную полосу, нанесенную вокруг всего стекла и переходящую в черные точки. Это так называемые фритты — маленькие капельки керамической краски, которая наносится на стекло, а потом запекается в специальной камере. Краску наносят трафаретным способом, поэтому черную полосу иногда называют шелкографией, а фритты — шелкографическими точками. Под воздействием высокой температуры краска образует шероховатый слой, который не смывается ни водой, ни чистящими средствами.
Слой краски с точками нужен для защиты герметика
Основная функция керамической краски — защита полиуретанового герметичного клея. Герметик склеивает стекло и кузов автомобиля, препятствуя попаданию влаги в салон. Слабость этого клея в том, что полиуретан теряет свои свойства под воздействием ультрафиолета, а значит, солнечные лучи для герметика губительны. Зато под слоем шелкографии герметик для солнца недосягаем. Кроме того, на шероховатой краске клей держится лучше, чем на гладкой стеклянной поверхности.
Слой краски с точками делает стекло более привлекательным
Фритты выполняют и декоративную функцию. Герметик невозможно нанести равномерно, поэтому через прозрачное стекло были бы видны неаккуратные потеки и неравномерность нанесения клея. Полоса черной краски отлично маскирует подобные дефекты. Сам шаблон нанесения фриттов, когда черная полоса распадается на маленькие точки и постепенно сходит на нет, тоже имеет свою задачу. Во время перемещения взгляда по фриттам глаза меньше напрягаются из-за более плавной фокусировки.
Фритты иногда наносят на стекло для защиты водителя
Третья задача фриттов — защита водителя от ослепления. Черные точки, расположенные за центральным зеркалом заднего вида выполняют роль передних солнцезащитных козырьков. При взгляде водителя в зеркало его не ослепят лучи солнца, падающие на лобовое стекло. Вдобавок черная краска по краям изогнутого лобового стекла предотвращает эффект линзирования, из-за которого объекты могут казаться искаженными. Еще одно полезное свойство фриттов — сглаживание резкого светового контраста на стыке стекол и кузова. Иначе при ярких солнечных лучах эффект ослепления для водителя был бы гораздо сильнее.
В современном автомобиле даже такая незамысловатая вещь, как черная полоса на стекле, играет важную роль. Ее производство — сложный технологический процесс.