Вид последствий автомобильной аварии у многих людей вызывает ужас – от машин остается кусок смятого металла. А что в этот момент происходит с людьми? Действительно современные авто безопаснее из-за новых моделей кузова, который «самоуничтожается» во время ДТП?
Что происходит с автомобилем и находящимися в нем людьми при ДТП
Рассмотрим ситуацию, где автомобиль на скорости 80 км/ч врезается в неподвижное препятствие. Через 0,026 после удара бампер вдавливается в корпус машины. Движение автомобиля останавливается на линии передних сидений. Это происходит из-за силы, которая превышает вес автомобиля в 30 раз. Если пассажиры внутри были не пристегнуты, то они продолжают движение внутри автомобиля с начальной скоростью – 80 км/ч.
Когда проходит 0,039 секунды водитель и переднее сидение смещаются вперед на 15 см. Человек во время удара ломает грудную клетку о руль. Когда проходит 0,050 секунды, скорость машины падает настолько, что на пассажиров начинает действовать сила тяжести, превышающая их вес в 80 раз. Водитель нормального телосложения превращается в массу весом 9 тонн и с этой силой ударяется о панель приборов.
Через 0,092 секунды пассажиры на передних сидениях бьются головами о лобовое стекло и получают травмы черепа несовместимые с жизнью. Когда их тела отбрасывает назад, они уже мертвые. Через 0,0110 секунды автомобиль немного откатывается в обратную сторону. Тогда человек на кресле за водителем ударяется в переднее сиденье и получает смертельный удар. Когда проходит 0,150 секунды после аварии, наступает тишина, осколки стекла и куски железа падают на землю, а вокруг образуется облако пыли. Все вышеописанное произошло всего за две десятых секунды после столкновения.
Обязательно пристегивайтесь, когда садитесь в машину. Если автомобиль столкнется с препятствием в лоб, то у водителя в 2,3 раза больше шансов выжить, при боковом столкновении – в 1,8 раз. Если машина перевернется, то в 5 раз больше шансов. У пристегнутых пассажиров на пассажирских местах вероятность расстаться с жизнью во время аварии в 9 раз меньше, чем у непристегнутых.
Чем опасно резкое замедление при ДТП
Итак, вы заметили, что вам навстречу движется автомобиль, который с сохранением прежней скорости не сумеет завершить обгон. Есть вероятность лобового столкновения. Начинайте медленно снижать скорость. Резко замедляться можно только тогда, когда вы посмотрели в зеркало заднего вида и убедились, что сзади вас нет других автомобилей. Если они там есть, то при резком торможении вы получите удар в кормовую часть машины и потеряете управление. Теперь поморгайте фарами дальнего вида. На больших скоростях гудок использовать нет смысла, потому что встречная машина его не услышит. Если расстояние до другого транспортного средства критическое, то отпустите педаль тормоза и примите в любую из сторон. Это поможет уйти от прямолинейного удара. Если нет транспорта на встречной полосе, то выезжайте туда.
Если рядом с дорогой лежит снег, то лучше не сворачивайте на обочину, это может спровоцировать занос.
Создание сминаемых кузовов
Современные автомобили имеют такую конструкцию, которая позволяет сохранять безопасность пассажиров во время столкновения. Ученые придумали такой вариант кузова, который позволяет отделить салон автомобиля от передней и задней части машины. Во время аварии кузов необратимо деформируется, тем самым поглощая энергию от столкновения.
Детали машины создают из таких материалов, чтобы сминаемые части разрушались плавно, минимизируя пиковое замедление. Основой метод – складывание передней части кузова в «гармошку». В новых автомобилях все рассчитано настолько, что во время аварии точно известно, где именно начнется разрушение каркаса.
В легковушках при лобовых столкновениях часто деформируется передняя часть кузова в районе ног водителя. Педали смещаются и травмируют человека. В новейших моделях машин разрабатывают специальные отваливающиеся педали, которые не угрожают человеку после столкновения.
В каких случаях высокая жесткость кузова лучше
Жесткость кузова влияет на сопротивление автомобиля динамическим и статическим нагрузкам. Чем эта характеристика выше, тем лучше маневренность и управляемость. Особенно хорошо это видно на высоких скоростях. Машина легче справляется со сложными ситуациями на дороге и «слушается» водителя. Жесткость увеличивает комфортность машины, потому что снижаются вибрации. На авто все время действуют какие-то силы. Это может быть и инерция, и ветер. Чем жестче кузов, тем легче машина выдерживает подобные нагрузки.
Сегодня автомобили стали значительно безопаснее. Специалисты конструируют их, обращая внимание на результаты испытаний. Несмотря на повреждение кузова во время ДТП, люди в салоне намного чаще остаются живы даже при лобовом столкновении. Если следовать технике безопасности и грамотно вести себя в сложной ситуации на дороге, у водителя есть все шансы получить во время аварии минимальные повреждения.