На большой скорости, ночью, да еще и после дождя – в таких условиях водитель не любит сюрпризов на дороге, поскольку экстренное торможение помогает редко, и поэтому в ход идут фары дальнего света.
Дальний свет: назначение и история
Когда-то дорогу освещали лишь непосредственно перед транспортным средством, для чего использовались свечи в стеклянных фонарях, а также масляные светильники. Яркость оставляла желать лучшего, что, конечно же, сказывалось на скорости езды, которая не сильно отличалась от пешего хода. В 1896 году появились карбидные лампы, время работы которых без дозаправки не превышало четырех часов.
Конструкция была крайне проста: в специальном генераторе вода капала на карбид, вследствие чего вырабатывался ацетилен, который и подавался в горелку фонаря, освещавшего путь более чем на 300 метров. В 1910 году в автомобилях появились лампы накаливания, которые в 1919 году поделились на фары ближнего и дальнего света. Причиной этого стало несовершенство конструкции первых фонарей (ацетиленовых), которые слепили глаза водителям встречного транспорта.
Приблизительно в то же время начали использоваться рассеиватели, направляющие лучи вниз и в стороны. Для этого оптика фары покрывалась призматическими линзами. В 50-х годах на смену вакуумным лампам накаливания пришли галогенные, по названию соединения паров йода и брома – галогенидов. Сегодня все большую популярность приобретают лампы с колбами, заполненными ксеноном и криптоном, причем первый намного эффективнее.
Конструкция фонарей дальнего освещения
Под колпаком фары скрывается линза, о которой уже говорилось выше, и осветительный элемент, но все же основой конструкции в большей степени считается отражатель (рефлектор). Поскольку лампа направляет лучи в разные стороны, а не только вперед, их нужно собрать и отразить на дорогу, для чего используется рефлектор. Форма его бывает двух типов: эллиптическая и параболическая.
Но отражатель создает довольно узкий пучок света, и без рассеивателя никак не обойтись.
Помимо прочего, многие современные автомобили снабжены блоком ECU или, иначе говоря, блоком управления светом фар. Он подключается к головному освещению напрямую или через элемент зажигания. Кроме того, фары могут быть снабжены датчиком угла поворота вокруг оси, а также шаговым электродвигателем, помимо прямого подключения к бортовой электросети.
Как работают светодиодные дополнительные фары дальнего света?
Погода далеко не всегда балует автолюбителей ярким солнцем, очень часто приходится вести автомобиль сквозь туман, ливень или снегопад. При этом штатного освещения дороги может быть недостаточно для хорошей видимости, для улучшения которой сегодня предлагаются светодиодные дополнительные фары дальнего света. Многие по привычке выбирают ксеноновые лампы, которые в 2 раза ярче галогенных, но достаточно дорогие. На втором месте стоят галогены.
Следует помнить, что на автомобиле должно быть не больше четырех источников дальнего освещения. Лидирующие позиции по эффективности и экономичности сегодня занимают светодиодные фары, к которым, однако, некоторые водители пока относятся с недоверием. Самые распространенные заблуждения консервативно настроенных автолюбителей: тусклое освещение, разрушение корпуса диода от перегрева при длительной работе, мерцание.
Отчасти это верно, однако лишь при создании неправильных условий работы. Если подать постоянное напряжение через резистор – в этом случае яркость уменьшится в 2 раза, а энергопотребление и нагрев возрастут. Чтобы диод работал, как должно, на него подается ток в импульсном режиме с большой частотой, из-за чего он действительно мерцает, но так, что это не заметно для глаз.