Стоит ли использовать моторные масла с молибденом

О моторных маслах с молибденом встречаются как хорошие, так и плохие отзывы. Одни считают, что эта присадка придаёт маслам великолепные качества. Другие говорят, что молибден гробит двигатель. Третьи считают, что упоминание о присутствии в составе масла этого металла – это всего лишь маркетинговый ход и масло с ним ничем не отличается от всех прочих.

Какой молибден применяют в моторных маслах

Важно знать, что молибден в чистом виде в маслах никогда не применялся. Используется исключительно дисульфид молибдена (молибденит) с химической формулой MOS2 – один атом молибдена, связанный с двумя атомами серы. В реальном виде это темный порошок, скользкий на ощупь, как графит. Оставляет на бумаге след. «Масло с молибденом» — это общепринятое в обиходе словосочетание, чтобы не усложнять речь химическими терминами.

Частицы молибденита имеют форму микроскопических чешуек с уникальными смазывающими свойствами. При попадании друг на друга они скользят, значительно снижая трение.

Какие преимущества дает молибден

Молибденит образует пленку на трущихся деталях двигателя, иногда многослойную, защищает их от износа и служит как средство против задиров.

Добавление его в моторные масла дает ещё ряд значительных преимуществ:

  • за счет снижения трения значительно сокращается расход топлива;
  • двигатель работает мягче и тише;
  • при использовании с маслами повышенной вязкости эта присадка может ненадолго, но продлить ресурс изношенного двигателя до капремонта.

Эти замечательные свойства молибденита были открыты учеными и механиками в первой половине 20 века. Уже во Вторую мировую войну на военной технике вермахта применялась эта присадка. За счет молибденитовой пленки на ответственных трущихся деталях двигателей например, танк мог какое-то время двигаться даже потеряв масло. Использовали этот компонент и в вертолетах армии США, и во многих других местах.

Когда молибден может быть вреден

Если бы эта присадка имела только плюсы, то не было поводов для разговоров об отрицательных моментах. Однако такие поводы есть.

Молибден, в том числе и в составе дисульфида, начинает окисляться при температуре выше 400С. При этом к молекулам серы прибавляются молекулы кислорода, и образуется совершенно новые вещества с другими свойствами.

Например, в присутствии молекул воды может образоваться серная кислота, разрушающая металлы. Без воды образуются карбидные соединения, которые не могут отложиться на постоянно трущихся деталях, но могут откладываются в пассивных местах поршневой группы. В итоге может произойти закоксовывание поршневых колец, задиры зеркала поршней, образование шлака и даже выход двигателя из строя.

Это подтверждается научными исследованиями:

В результате этих исследований доказано, что дисульфид молибдена при определенных условиях работает как катализатор для образования карбидных отложений.

Поэтому масла с такой присадкой не рекомендуют использовать в двигателях, где конструктивно предусмотрена рабочая температура в области действия масла выше 400 градусов.

Производители досконально знают свойства своих двигателей. Поэтому дают рекомендации, какие масла следует использовать. Если есть запрет на использования масел с такими присадками, то использовать их не следует.

Также такое масло может сыграть плохую службу на любом двигателе при перегреве выше 400С.

Молибденит – устойчивое к механическим нагрузкам вещество. Не склонно к оседанию и выгоранию. Тем не менее, нельзя эксплуатировать масло с молибденом больше рекомендуемого производителем пробега, потому что проблема может возникнуть с основным базовым компонентом и другими присадками.

Как узнать о наличии молибдена в моторном масле

При жестокой конкуренции на рынке моторных масел ни один производитель не станет разорять свой бизнес, добавляя в масла вредные присадки. Также ни один производитель не будет раскрывать состав своих масел полностью, потому что это серьезная промышленная тайна. Поэтому возможно, что молибденит в разных количествах присутствует в маслах разных производителей.

Простому потребителю нет нужды сдавать масло в лабораторию, чтобы выявить наличие молибдена. Для себя его наличие можно определить по цвету масла. Молибденит – порошок темно-серого или черного цвета и придает маслам темный оттенок.

Со времен СССР ресурс автомобильных двигателей увеличился в несколько раз. И заслуга в этом не только автомобилестроителей, но и создателей современных масел. Взаимодействие масел с разными присадками и узлов авто изучается в прямом смысле на уровне атомов. Каждый производитель стремится стать лучшим в жесткой борьбе за покупателя. Создаются новые составы. Например, вместо молибдена применяют дисульфид вольфрама. Поэтому, броская надпись «Молибден» — всего лишь безобидный маркетинговый ход. А задача автолюбителя – купить оригинальное масло (не подделку) от рекомендованного производителя.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

7 комментариев

    Сортировать:

    по возрастанию
    1. За МКАДом жизнь есть!

      Почитал комментарии…и сразу понимаешь выражение «диванные эксперты», конечно не все, но…))) Конечно двигатель должен быть исправен, кушать масло только на угар, а не доливать его литрами в изношенный двигатель. В свои автомобили в последние 15 лет, заливаю моторные масла с молибденовой присадкой! Сейчас когда системой подачи топлива управляет электроника, понять разницу сложно. Приведу пример. В начале 2000-х, у меня была карбюраторная девятка. Залил масло Маннол с молибденом. Обороты холостого хода поднялись, сразу стало ясно, что потери на трение уменьшились. То же самое произошло, когда в УАЗ залил такое же масло. Сейчас для двигателей своих иномарок применяю Ликви Моли молиген.

    2. антон

      бестолковая статья с заезженными страшилками

      Да всем же давно известно, что от молибдена только вред — дисульфид молибдена под действием температуры свыше 500 градусов превращается в триоксид молибдена и кислоту — абразив и яд для двигателя! А вы еще и рекомендуете модификаторы трения на его основе!
      Примечательно: самые ярые противники модификаторов трения, в т.ч. пресловутого дисульфида молибдена, это консервативно настроенные пользователи, никогда в жизни не пробовавшие ничего сверх того, что написано в инструкции на их малолитражный автомобиль. Именно их больше всего веселил «ничего не значащий тест» нагревания масла до 380 градусов, но при этом, их крайне беспокоит здоровье чужих(!) моторов, при использовании масел с дисульфидом молибдена, разрушающегося, по слухам, при температуре свыше 500! Невероятно любопытно, чем объясняются столь гибкие стандарты — только что, ничего не значило разрушение масла при 380, но сильно беспокоит, что же происходит при 500 с дисульфидом молибдена… Во-первых, используемые в некоторых маслах органические формы молибдена дисульфидом молибдена не являются. Во-вторых, в продаже такие препараты находятся столь давно, что любая документально доказанная авария, заставила бы производителя отказаться от использования именно этой формы. В-третьих, рекомендую вообще ознакомится с типичным износом современного мотора на пробеге более 100.000 км — сложно сказать, можно ли сделать ему хуже даже если добавить абразив, который, не понимаю, даже не задерживается масляным фильтром? То есть, абразив настолько мелкодисперсен, что способен шлифовать пары трения? В общем, столь распространенной «в форумах» теории, сильно не хватает главного — практики. Хотя бы одной ссылки на конкретный пример с «ужасными последствиями». Как только она появится, сразу же вернемся к этой ничтожной, в общем-то теме.

    3. Александр

      В моторе нет трения, которое можно снизить присадками — все пары трения работают на масляном клине и не контачат друг с другом. Чтобы снизить потери, нужно снижать вязкость масла, вместо 5w-30 лить 0w-20, например. При этом возникает риск прихватывания металла в парах трения, т.к. несущая способность у такого масла ниже, а это прямой износ. Оно вам надо? Металл о металл в моторе и так ничего не трется, нечего там снижать. Это не маркетинг, а прямой обман покупателей.

      Через 2-3 тыс км никаких следов молибдена в масле на щупе не видно. Эта присадка для ШРУСов, а не для мотора. Применяется лет 70, но, опять же, НЕ в моторных маслах. И это не заговор, просто она не подходит для масел ДВС, не нужна в них от слова «совсем». Вот в ШРУСе без нее беда — там масляных насосов нет, металл трется о металл и без такой смазки гранаты изнашивались бы раз в 10 быстрее.

      Лучше бы придумали как снижать кислотность в масле, которое отходило тысяч 5, снижать его зольность, понижать зимний индекс вязкости не снижая основной. Вот это были бы полезные присадки. Но, увы.

      1. maxman

        to Александр

        Сразу видно вы вообще нечего не понимаете в теме, по этому не пишите не позорьтесь.

        1. bvz

          дурной у тебя комментарий maxman, как и ты сам наверное. Можешь на мой ответ еще какой нибудь опус накорябать

      2. Matt Matrix

        Сударь, вы слышали про теорию ДВС?
        1) Нижнее кольцо на поршне именно маслосъёмное. Остальные (компрессионные) работают на сухую. Про «масляную плёнку» на стенках цилиндров из рекламных роликов можете забыть. Ибо масло в цилиндре — моментальный нагар.
        2) Шатунные вкладыши не трутся и работают на масляном клине? Тогда, получается, туда лучше декстрон лить, ибо это уже из области гидравлики)) Откуда тогда износ (именно механический износ) колец, вкладышей, кулачков распредвалов? И зачем тогда производители делают закалку поверхностей ТВЧ и напыление из высокопрочных металлов раз там ничего не трётся?

    4. Павел Савин

      Главная опасность молибдена не химическая активность. Молибден, попав на поверхность трущихся деталей, со временем отшелушивается и уделывает пару вал-сальник. Не удивляйтесь, когда будете менять сальники КВ, увидите нехилые борозды.
      А так, замечательное снадобье, особенно для откапиталенных двигателей — задиров не допустит так и сильно бушных. Работает отлично.