На первый взгляд кажется странным и нелогичным, что именно у автоводителей, которые управляют объектами повышенной опасности на дорогах и поэтому должны обладать безупречным зрением, чрезвычайно часто наблюдаются проблемы со зрительными органами. На самом же деле всё наоборот: как правило, люди не садятся впервые в водительское кресло с уже имеющимися дефектами зрения, а, напротив, поднимаются из него через какой-то период вождения с приобретёнными проблемами. Можно ли этого избежать или хотя бы как-то уменьшить опасность для зрения от долгого пребывания за рулём?
Почему у водителей краснеют, слезятся и болят глаза: основные причины
Само по себе сидение за рулём авто не нанесёт вреда зрительной системе водителя. Всё дело в процессе движения, когда приходится следить за дорожным полотном особо пристально. Тогда на первый план и выходят, буквально встают перед глазами дестабилизирующие зрение факторы:
- Глаза, напряжённо следя за дорогой, постоянно фиксируют другие автомашины, дорожные знаки, светофоры, возможные дефекты на дорожном полотне, пешеходов, намеревающихся пересечь его в неположенном месте, и прочие сюрпризы, которыми так изобилует дорожное движение. Всё это чрезвычайно напрягает глазные мышцы, отчего веки смыкаются реже глаза теряют необходимое увлажнение. В итоге острота зрения водителя снижается.
- В солнечную погоду постоянное чередование света и теней на дороге также чрезмерно напрягает зрение, провоцируя переутомление глаз.
- В жару сухость воздуха вкупе с работающим кондиционером пагубно воздействует на слизистую глаз, вызывая её сухость и снижение остроты зрения.
- В сумрачную дождливую погоду, по вечерам и в ночное время нагрузка на органы зрения возрастает, глазные мышцы интенсивно напрягаются. Кроме того, на глазную оболочку крайне негативно воздействует ослепительный свет встречных машин, вызывающий кратковременное, но резкое ухудшение зрения водителя.
«Профессиональные» болезни: какие болезни глаз часто развиваются у водителей
Чаще всего водители, долгое время проводящие за рулём, страдают синдромом сухого глаза, который стал поистине профессиональным недугом автомобилистов. Его симптомы проявляются в:
- покраснении глаз;
- ощущении песка;
- рези;
- жжении;
- глазной боли.
Интересно и то, что когда еду пассажиром — практически ничего не чувствую в глазах (боли, рези и т. д). Когда за рулём — сразу начинается, особенно если в сумерках еду или в темноте. У меня ещё привычка есть, когда жарко, я обдув на лицо включаю — так сейчас глазам от этого только хуже. Сижу моргаю, вроде получше так. Привыкнуть надо.
К этим симптомам зачастую прибавляются хронические головные боли. А наиболее опасным последствием перенапряжения глазных мышц является снижение остроты зрения, что при развитии данной патологии может превратиться для водителя в запрет на управление транспортом.
А ещё иногда есть впечатление, как будто перед моником пересидел, вглядываясь в детали. Возможно, это из-за того, что не даётся отдых глазам, а они всё время на одно фокусное расстояние настроены (особенно когда по трассе педалируешь).
Что делать, чтобы глаза не уставали за рулём
Есть несколько рекомендаций, которые снижают опасность серьёзного ухудшения зрения у водителей:
- Дабы снизить чрезмерную нагрузку на глаза во время движения, нужно хотя бы в салоне убрать всё, что излишне отвлекает водительский взор. Например, всякие «висюльки», болтающиеся на зеркале заднего вида и на лобовом стекле.
- Не следует проводить в водительском кресле беспрерывно свыше 2 часов. Необходимо периодически останавливаться и делать разминку, сочетая её с гимнасткой для глаз.
- Необходимо позаботиться об удобстве пребывания в водительском кресле. Любой дискомфорт усугубляет нарушение мышечного кровообращения в воротниковой зоне, происходящее во время управления движущимся автомобилем. А это напрямую связано с ухудшением зрительных функций.
Видео: восстановление зрения за рулём
Фармакология составила целую линейку из «искусственных слёз», помогающих водителям смягчать последствия чрезмерной сухости глаз — главного бича автомобилистов. Однако лучше не доводить глаза до такой крайности, приучая себя чаще моргать во время движения и вовремя останавливаться для отдыха.