При покупке подержанного автомобиля многие смотрят на цвет дыма, выходящего из выхлопной трубы. Он бывает сизым, белым, чёрным, а иногда его может вообще не быть! В чём же причина?
Содержание
Нормальные показатели выхлопных газов на дизельных и бензиновых двигателях
Если двигатель работает исправно, то и дым из него выходит «исправный», прозрачный, практически исчезающий после прогрева мотора. При проверке специальным прибором, газоанализатором, такие отработанные газы будут обладать следующими показателями:
Вещество | Нормальное значение на бензиновом двигателе | Нормальные значения на дизельном двигателе | Что значит несоответствие норме |
Азот | 74–77% | 76–78% | Перегрев двигателя; обеднённая топливная смесь |
Углеводороды (CH) | Ниже 50 PPM (миллионных долей) | Менее 50 PPM | Неисправность системы зажигания. Смотреть следует на свечи, высоковольтные провода, катушки зажигания |
Окись углерода (CO) | <0,5% | 0,01–0,5% | Засорённость фильтров; превышение давления топливной смеси; переобогащение смеси |
Двуокись углерода (CO2) | 11–15% | 1,0–10% | Обеднённая или переобогащённая смесь |
Кислород (O2) | <0,5% | <0,5% | Повреждения выпускного коллектора |
Для того чтобы выявить неисправность, совсем необязательно использовать это устройство, однако оно поможет точнее определить причину неполадок в двигателе. Чтобы использовать газоанализатор, достаточно включить технику и вставить специальный штырь в выхлопную трубу. Замер начнётся автоматически.
Газоанализатор применяется редко, не стоит покупать его для однократного использования. Такие приборы часто встречаются на СТО, также их можно взять напрокат в конторах, занимающихся арендой оборудования. Если же возникла необходимость в покупке, такие устройства можно найти в автомагазинах.
Диагностика работы двигателя и выхлопной системы по цвету дыма
Белый
На любом типе двигателя, будь то бензин или дизель, и независимо от типа его питания причин возникновения белого дыма две:
- Попадание в цилиндры охлаждающей жидкости из-за неисправности двигателя;
- Низкая температура окружающей среды. Обильный пар появляется при показателях ниже нуля градусов.
Важные факты о возникновении белого дыма:
- До прогрева двигателя появление белого дыма нормально. Это происходит из-за скопившегося в выхлопной системе конденсата.
- Если после прогрева белый дым не уходит, а на улице тепло, то у двигателя проблемы с попаданием антифриза или воды в цилиндры.
- Оттенок дыма зависит от антифриза и его состава. Порой он может напоминать испарения от сгоревшего масла. Если выхлопные газы сразу улетучиваются — это пар, от масляного дыма же остаётся лёгкий туман.
- Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры вызвано трещинами в блоке или головке цилиндров. Также возможен вариант с износом прокладок и сальников.
- Зимой пар из трубы может выходить и после прогрева двигателя. Это нормально и вызвано испарением конденсата.
Устранение проблемы дымности летом и зимой
- Трещины на блоке или головке цилиндров, скорее всего, вызваны перегревом мотора. Нужно проверить всю систему охлаждения: термостат, радиатор и прочие детали.
- Если система охлаждения в порядке, нужно закрыть трещины. Здесь поможет опрессовывание головки блока, заварка трещин или полная замена двигателя.
- Если проблема не в трещинах, поможет замена прокладок и сальников.
Сизый (синий или голубой)
Причины возникновения
Сизый дым возникает по одной и той же причине и на бензиновом, и на дизельном двигателе с любой системой питания. Главная причина возникновения сизого дыма — попадание масла в цилиндры и его сгорание. Это может быть вызвано:
- Неисправностью маслосъёмных колпачков;
- Неисправностью или закоксованность маслосъёмных колец;
- Износом других деталей поршневой группы: головки цилиндров, блока, компрессионных колец;
- Неисправностью свечей зажигания;
- Некачественным топливом или маслом;
- Негерметичностью клапанов.
Как устранить
Перед тем как устранять сизый дым, определите, не пар ли это. Поднесите чистый лист бумаги к выхлопной трубе работающего двигателя. Если на тестовом листе остаются жирные пятна, в двигатель действительно попадает масло. Когда пятен нет, это пар, о котором писалось выше.
Способы устранения сизого дыма следующие:
- Замена маслосъёмных колпачков;
- Раскоксовка поршневых колец;
- Ремонт или замена поршневой группы мотора.
Чёрный
Причины возникновения на бензиновом двигателе
В случае с бензиновым двигателем причин несколько, среди них:
- Переобогащённая топливная смесь, в цилиндрах сгорает слишком много топлива;
- Некачественное топливо;
- Неисправность систем контроля сгорания топлива. Сюда входят датчик кислорода, электронный блок управления мотором и другие.
Эти причины не зависят от типа питания, будь то карбюраторный или инжекторный мотор.
На дизельном
С дизелями ситуация сложнее, чёрный дым может идти и при нормальной работе двигателя, однако в небольших количествах. Если же выхлоп густой и насыщенно-чёрный, причины заключаются в следующем:
- Некачественное топливо;
- Переобогащённая топливная смесь;
- Забит сажевый фильтр (если он есть).
Устранение на бензиновом с инжектором или карбюратором
- Если двигатель карбюраторный, нужно отрегулировать карбюратор. Это достаточно тонкий процесс и если не хватает практического опыта, лучше обратиться к специалисту.
- В случае инжекторного двигателя нужно проверить форсунки топливной системы, а точнее их герметичность. Если они закрываются не до конца, в двигатель поступает лишнее топливо, образующее сажу.
- Также для обоих типов двигателя нужно проверить датчик массового расхода воздуха. В случае его неисправности пропорциональность смеси нарушается, а в цилиндры попадает лишний бензин.
Как быть с дизелем
- Перенастроить топливный насос высокого давления. В случае его неверной калибровки в цилиндры поступает лишнее топливо.
- Все остальные способы совпадают с теми, что предлагаются для бензиновых двигателей.
Серый
Откуда появляется повышенное количество дыма
Причины возникновения серого дыма достаточно сложно диагностировать. Он может возникать из-за следующего:
- Попадание масла в цилиндры. Иногда в таком случае дым не сизый, а серый.
- Попадание трансмиссионной жидкости в цилиндры.
- Неисправность клапана вентиляции картера.
Эти причины подходят как бензиновому, так и дизельному двигателю.
Какие действия предпринять
- Если в цилиндры попадает масло или трансмиссионная жидкость, пути исправления те же, что и в случае сизого дыма.
- В случае с клапаном вентиляции необходима его замена. К счастью, стоят такие детали недорого и достаточно быстро меняются.
При запуске дизельного двигателя из выхлопной трубы не идёт дым
Как можно определить причину
Причина такого поведения двигателя только одна, топливо не поступает в цилиндры.
Что надо сделать
Исправить подобную проблему трудно, нужно смотреть топливный насос, форсунки, карбюратор (если он есть), проводку и систему зажигания.
Проблема повышенной дымности достаточно распространена, особенно на двигателях, которые требуют капремонта или сложной диагностики. Иногда подобную неисправность можно продиагностировать и попытаться решить самому в домашних условиях, однако при отсутствии практического и теоретического опыта лучше обратиться на станцию технического обслуживания.