Принцип работы вариатора в автомобиле

Вариаторные трансмиссии в современных автомобилях относятся к бесступенчатым коробкам переключения передач и принципиально отличаются от традиционных АКПП с гидротрансформатором. Принцип работы вариатора или СVT (Continuously Variable Transmission) основан на передаче крутящего момента от двигателя к колёсам посредством специального клиноремённого или пластинчатого ремня без фиксированных ступеней. Это позволяет добиться ровного разгона и высокого КПД трансмиссии.

Как работает вариатор в автомобиле

Конструкция любого типа вариатора состоит из следующих элементов:

  • Два вала с подвижными парами конусов из высокопрочной стали;
  • Гибкий пластинчатый ремень или многозвеньевая цепь, которая соединяет оба вала и передаёт крутящий момент посредством силы трения между конусом и ремнём;
  • Масляный насос для создания давления в системе управления конусами;
  • Гидроблок;
  • Радиатор охлаждения масла;
  • Электронный блок управления вариаторной трансмиссией.

Устройство вариатора автомобиля

Работает бесступенчатая коробка следующим образом. После нажатия на педаль газа электроника автоматически вычисляет оптимальное передаточное отношение между ведомым и ведущим конусом, а гидравлика перемещает их в требуемое положение. В процессе разгона автомобиля происходит разжатие ведомых конусов и схождение ведущих. Это уменьшает передаточное отношение, что позволяет двигаться с большей скоростью при таких же оборотах двигателя. Блок управления всегда использует обороты максимального крутящего момента двигателя и только при интенсивном разгоне выходит на обороты максимальной мощности.

Преимущества и недостатки бесступенчатой коробки передач

Преимущества вариатора перед АКПП и роботами заключается в непрерывности передачи крутящего момента от двигателя и мгновенном отклике на нажатие педали газа. Вариатор любят за плавность хода и отсутствие рывков в трансмиссии. Кроме того, он заметно экономичнее традиционного автомата.

Недостатки вариаторной КПП:

А ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Современные гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:

Накидка с подогревом.Регулируемый нагрев, ортопедический эффект. Никогда не замерзнешь!

Автобаферы защитят ходовую в эту суровую зиму! Всего 99 рублей!

Невидимая для камер наноплёнка на номера Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

  • Очень дорогой ремонт;
  • Ограниченный ресурс ремня (обычно до 200 тыс. км);
  • Плохо переносят большой крутящий момент;
  • Есть ограничения по буксировке и езде по бездорожью.

Несмотря на сложную конструкцию вариаторы пользуются заслуженным спросом. Больше всего преуспели в производстве клиноремённых трансмиссий компании Nissan и Audi. Разработанные этими концернами трансмиссии хорошо изучены и достаточно надежны. А последние разработки не уступают по своим характеристикам современным роботизированным трансмиссиям и традиционным АКПП с гидротрансформатором.

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?