Прошедший год стал если не переломным для российского авторынка, то, во всяком случае, знаковым. Нынешний год начался в тревожных ожиданиях, но до сих пор неприятных сюрпризов не преподнёс.
Как известно, составление рейтингов – дело неблагодарное, особенно, когда не пройден годовой «экватор» (как известно, с марта торговля легковыми машинами обычно слегка замедляется, входя в обычное русло в августе). Самым объективным рейтингом эксперты признают рейтинг динамики продаж. Он в той или иной мере отражает и учитывает:
- качество исполнения модели;
- её надежность;
- отзывы владельцев;
- адекватность цены;
- дизайнерские тренды.
Рейтинги создаются на основании сведений экспертных агентств, обзоров СМИ, результатов соц. опросов, данных ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
В этой статье будут отмечены самые продаваемые автомобили в России-2018, а также приведены аналитические выкладки на основании прошлогодних итогов торговли.
Содержание
С чувством осторожного оптимизма…
Российский авторынок в прошлом году впервые за пять лет показал по отношению к предыдущему году прирост в 11,9%, хотя и остался на пятой строчке европейского рейтинга после Германии, Англии, Франции и Италии. Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», реализация легковых автомобилей в стране в 2017 году оказалась почти на 170000 больше, чем в 2016 году. (Для сравнения: рынок Испании вырос на 7,7% и составил 1,23 млн шт.).
До этого рекордное число продаж наблюдалось в 2012 году, после чего наступил заметный системный (т.е. по всем позициям) спад. Наметившееся в марте прошлого года улучшение ситуации длилось до его завершения, в результате чего по итогам 2017-го в РФ продано 1, 596 млн новых легковых ТС (в 2016-м – 1,426 млн).
Наиболее динамичным оказался декабрь с 166013 фактами сделок (+14%), что легко объясняется: уже традиционно клиенты в течение последнего месяца осаждают автодилеров, поддаваясь на их посулы насчёт рождественских акций и руководствуясь слухами относительно повышения цен с наступлением нового года. Уточним, что в декабре 2016-го было реализовано на 20348 машин меньше.
В связи с ростом продаж эксперты отмечают прошлогоднюю стабильность нефтяных и валютных котировок, отсутствие мировых финансовых коллапсов. Клиенты автосалонов адаптировались к изменившимся условиям рынка, связанным с западными экономическими санкциями; к этому прибавился отложенный спрос последних лет.
Кто есть кто
Итак, начало долгому пути возвращения к позициям максимально благоприятных за всю историю наблюдений 2008 и 2013 годов положено (напомним, тогда россияне стали хозяевами соответственно 2,92 млн и 2, 94 млн «нулевых» машин). По мнению главы комитета автопроизводителей АЕБ, президента «Мазда Мотор Рус» Йорга Шрайбера, первый уверенный шаг в этом направлении уже сделан.
Главный вклад приходится на долю ведущих отечественных и транснациональных брендов: 9 марок «горячей десятки» продемонстрировали впечатляющую положительную динамику на уровне 5-22%.
Показательно, что фаворит и классика и отечественного автопрома ВАЗ набрал по сравнению с прошлым годом ни много ни мало 17% (причем едва ли не каждая пятая продаваемая на первичном рынке страны легковушка родом из Тольятти, что говорит об абсолютном чемпионстве)! Аналогичный показатель у «Рено» (136682 против 117335).
А вот «Тойота» абсолютно не продемонстрировала прогресса, безропотно дав обогнать себя «Фольксвагену», который сделал настоящий рывок в виде 21%. Во многом неожиданно, на финише года одними их лучших стали «Равон», «Мицубиши», «Субару», «Чери» и «Судзуки». Особо следует выделить «Хендай», который разошелся тиражом в 157858 лотов, обеспечившим приращение 9%.
Победителей не судят
Самый крупный скачок среди автобрендов отмечается у «Киа» (181947, что обеспечило +22%). По комплексу маркетинговых показателей самой ходовой моделью оказалась «Киа-Рио». Об этом свидетельствует красноречивая цифра – 96689 проданных экземпляров согласно официальной статистике (+14%). Примечательно: когда исчерпались запасы представителей предыдущего поколения, востребованность снизилась, однако положение наверняка поправит идущий на смену кроссовер X-Line.
«Серебро» и «бронза» достались соответственно «Гранте» (93686 шт.) и «Весте» (77291 шт.), принадлежащим семейству «Лада» (совокупно 311588 шт.). 4-е место – у «Хендай-Солярис» (68614 шт.). Среди «паркетников» пальму первенства и 5-ю позицию в абсолютном рейтинге держит «Хендай-Грета» – 55000 случаев продаж.
Азиатская адаптация
Как видим, «корейцы» продолжают успешную экспансию отечественного рынка. «Киа» на пару с «Хендаем» в совокупности уже уверенно обошли АВТОВАЗ и для конкурентов оказались досягаемыми. Указанные производители лидируют благодаря:
- Удачной локализации российского производства, которая даёт возможность минимизировать ценовые риски; это позволяет покупателю по максимуму использовать потенциал автомобиля по сбалансированной стоимости.
- Высокой степени надёжности из-за постоянного совершенствования конструкций, а также гарантии на эксплуатацию в течение 5 лет.
- Оперативности рестайлинга и вывода новинок на рынок.
И всё-таки той же «Киа» без программы господдержки не выжить. Для неё это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась в 2014-2017 годах и достигла почти 30%. И пока рынок не вернётся хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн. автомобилей, господдержка будет иметь решающее значение.
Временная стабилизация в условиях санкций
Прошлогодний успех АВТОВАЗа обусловлен расширением модельной линейки «Лады», а также совершенствованием сборочных площадок в Ижевске, Тольятти и укреплением дилерской составляющей. Топ-менеджменту этого промышленного гиганта пришлось:
- воспользоваться господдержкой;
- сделать маркетинговую политику более гибкой;
- радикально оптимизировать экономическую деятельность.
Помимо прочего, феномен «Лады» объясняется и многолетней неизменностью цен на продукцию, и вариативностью двигателя с трансмиссией, и наличием опций. Здесь хорошо понимают, что господдержка не вечна, но АВТОВАЗ от неё и не слишком-то зависим, поскольку та же «Веста» уже достаточно давно не принимает участия в приоритетных программах трейд-ин и утилизационной. Остальные модели участвуют в них весьма ограниченно, что обеспечивает не более 5% продаж, поэтому свёртывание упомянутых программ по большому счету не может негативно повлиять на конъюнктуру.
То есть руководство концерна просчитывает все возможные ситуации для выработки независимой коммерческой политики и автономной экономической деятельности, тем более что правительство РФ отменило и льготные автокредиты. В 2018-м действуют лишь адресные программы «Семейный автомобиль» и «Первый…» для многодетных семей и дебютантов. Правда, бюджет реализации этих проектов рассчитан на 55 тыс. ТС, а в 2017-м по линии господдержки было куплено 750 тыс. авто, что стимулировало около половины общего числа продаж. Если продолжающийся рост цен преднамеренно не компенсировать, рынок неминуемо сбавит обороты.
Дорогие авто стали брать менее охотно
Наряду с этим стоит признать, что 2017-й не стал звездным годом для премиум-сегмента. Правда, «БМВ» каким-то образом умудрилась сбыть 30018 авто, что соответствует позитивному балансу в 9%, но это скорее исключение, нежели закономерность. Также не следует сбрасывать со счетов достижения «Инфинити» и «Вольво», чья реализация увеличилась соответственно на 12% и 20%.
По «Мерседесу» наблюдалась стагнация; «Лексус» ушел в минус 2%, реализовав 23693 единиц; «Ленд Ровер» и «Порше» потеряли от 3 до 8 %; «Ауди» вообще просела аж на 18%, продав лишь 16878 своих детищ. Вместе с тем, «Мерс» не прибавил, но и не убавил: «в народ ушло» 36808 представителей этого концерна, т.е. количество, аналогичное 2016 году.
Кстати, не боящийся русского бездорожья УАЗ недосчитался 15 позапрошлогодних процентов.
Как показывает практика, обычно рецессия, прежде всего, касается машин эконом-класса и среднебюджетного сегмента. Премиум-класс начинает тормозить не сразу, а с учётом инерционных явлений, однако это нередко оборачивается глубоким провалом продаж с более долгим восстановлением утраченных позиций. Доходы населения и покупательская способность населения упали, и как следствие – поступления от продаж в премиум-сегменте на порядок сократились. Если бы не дилерская предприимчивость, когда за счёт дисконтов и коммерческих спецпредложений искусственно был создан ажиотаж, падение могло бы стать необратимым. Впрочем, часть потребителей, ранее владевших супер-навороченными аппаратами, сейчас предпочитают более скромные, однако новые модели. Ждать позитивной тенденции в продажах премиум-класса не приходится: в лучшем случае произойдёт некоторая стабилизация отрицательных показателей.
Так или иначе, но аналитики в текущем году прогнозируют здесь незначительное оживление активности, обусловленное выпуском большого количества свежих серий. Имеются в виду интригующие новинки «Ауди» A6 и Q8, «БМВ» X2 и X7, модернизированный «Порше Кайен», а также модификации «Инфинити» QX50 и QX80.
Эти разные «горячие десятки»
ТОП-10 наиболее продаваемых на первичном рынке России автомобилей в I квартале 2018 года:
10. «Рено-Каптур». Популярный и добротный «паркетник» со сравнительно невысокой стоимостью (до 1 млн. руб.). По сравнению с I кварталом 2017-го интенсивность продаж на треть увеличилась, что равняется 7660 машинам.
9. «Шкода-Рапид». Надёжное детище «Фольксвагена», которое стоит дороже, нежели его российские и корейские конкурентные образцы. Стоимость этого седана стартует от 636 тыс. руб. Продажи достигли 8023 штук против 6229 в прошлом году.
8. «Лада-Ларгус». Модель сконструирована на базе «Дачии». Отечественные автовладельцы любят её за «неубиваемость» и подходящую стоимость – от 445 тыс. руб. Продано 9250, хотя годом ранее ушло почти вдвое меньше – 5370.
7. «Рено-Дастер». Справедливо считается в России народным автомобилем, несколько лет являвшимся хитом продаж. Цена стартует от 620 тыс. руб., правда, базовая комплектация снабжена лишь передним приводом. Уровень реализации поднялся на 15% и составил 10270 машин.
6. «Фольксваген-Поло». Сочетание доступности с немецкой функциональностью даёт ежегодную прибавку в темпах продаж. Цена на базовую комплектацию Volkswagen Polo стартует от 649900 руб. С января по март удалось реализовать 11558 экземпляров; это на 1458 больше, нежели за аналогичный период прошлого года.
5. «Хендай-Солярис». Признан универсальным и многоцелевым легковым ТС как для городских условий, так и для сельской местности. Тем не менее, позиционируется как семейный автомобиль и машина для личного пользования. По своей стоимости вполне доступен (базовая версия – от 655 руб.), несмотря на высокотехнологичное исполнение. Реализация в течение первых 3 месяцев текущего года соответствует 14470 образцам против 12666 в 2017-м.
4. «Хендай-Грета». В целом, пожалуй, наиболее продаваемый «паркетник». Причина успеха – тяга российских автолюбителей к кроссоверам. Это сравнительно дешёвый внедорожник, потомок «Соляриса» в обновлённом кузове. Стоимость базового комплекта – от 819 тыс. руб. (что соответствует максимальной для «Соляриса»). Продажи в I квартале 2018 года оказались на уровне 15764 штук, а в 2017-м эта цифра равнялась 11345 авто.
3. «Лада-Гранта». Один из наиболее востребованных на российских дорогах отечественных седанов. «Перезагрузка» модельной линейки дала возможность вывести на рынок несколько новых разработок, составивших достойную конкуренцию ввозимым иномаркам. Правда, в этой «Ладе» не удалось воплотить «русскую мечту» по надёжности и качеству сборки, но по бюджетности мало кто может соперничать с «Грантой» (от 324 тыс. руб.). Продажи в I квартале составили 20557 штук. За аналогичный период 2017 года было реализовано гораздо меньше – 17700 машин.
2. «Лада-Веста». В абсолютных значениях модели присуще самое крупное приращение по сбыту. За базовую версию дилеры просят от 513 тыс. руб. В качестве приятного бонуса можно упомянуть дизайн этой серии. Реализовано 24333 авто, причём в прошлом году продали на 9108 меньше.
1. «Киа-Рио». Базовый вариант обойдётся в 695 тыс. руб. и выше, что сравнимо с основным конкурентом «Хендай-Солярис». К тому же вряд ли кто-то потягается с этими брендами по скорости разгона и ходовому комфорту. За первые 3 месяца реализация «Рио» подскочила на 20% – 25370 единиц.
По данным «АВТОСТАТа», за I квартал реализовано 807,5 тыс. иномарок с пробегом. Это на 1,7% больше значения годовой давности, когда зафиксирована продажа 794 тыс. штук.
Позиции на вторичном рынке выглядят следующим образом:
10. «Фольксваген-Пассат» (-4%; 11,6 тыс.).
9. «Деу-Нексия» (-4,6%; 13 тыс.).
8. «Опель-Астра» (-1,1%; 13 тыс.)
7. «Шевроле-Нива» (+5,3%; 16 тыс.)
6. «Рено-Логан» (+8,4%; 16,1 тыс.)
5. «Тойота-Камри» (+1,4%; 16,4 тыс.).
4. «Киа-Рио» (+27,5%; 16,4 тыс.).
3. «Хендай-Солярис» (+23,5%; 19 тыс.).
2. «Тойота-Королла» (-2%; 21,7 тыс.).
1. «Форд-Фокус» (+0,6%; 28,2 тыс. шт.).
Наступивший 2018 год чреват ростом величины утилизационного сбора и акцизов, а, следовательно – нешуточным удорожанием новых машин. И если их размеры окажутся фатальными для отечественного авторынка, то о дальнейшей позитивной динамике можно попросту забыть. Хотя больнее всего эта мера ударит по импорту, доля которого в России сравнительно невелика. Как бы то ни было, основная часть обозревателей рынка склонна полагать: продажи в течение нынешнего года продолжат свой рост, однако их интенсивность упадет до 5-10%. А вот пессимисты отмечают, что спрос не носит уверенного характера и поддерживается главным образом за счёт принятия искусственных финансовых мер. Поэтому рынок сегодня может обвалиться в любой момент – достаточно даже мелкого неблагоприятного фактора.