Систематический рост стоимости нефтепродуктов вынуждает автолюбителей искать способы более рационального расходования горючего. Топливосбережения можно достичь разными путями, в том числе став владельцем нересурсоёмкого, малозатратного транспортного средства. В частности, надо научиться определять самые экономичные автомобили по расходу топлива, так как это на сегодняшний день весьма актуально.
Содержание
От чего зависит расход топлива
На расход топлива в автомобиле влияют следующие факторы.
Техническое состояние транспортного средства и грамотность его эксплуатации
Правильный прогрев мотора – залог оптимального потребления топлива. Выбор передачи во время движения должен быть обусловлен уровнем, не превышающим 2/3 предельного числа оборотов. От ширины шин зависит лёгкость хода авто, а падение в них давления на 0,4 атм от нормы чревато потерями в виде пережога топлива до 3%. Неправильно отрегулированное положение колёс гарантирует перерасход до 5%. Наконец, своевременное прохождение ТО обусловливает исправность технологических систем, влияющую на КПД.
Степень чистоты фильтров, сезонность и мощность энергооборудования
Забитый воздухофильтр увеличит аппетиты вашего любимца до 10%, как и отказавшая свеча зажигания. Многое зависит от климатических условий и времени суток: включённое освещение, обогрев кресел, отопление салона или работа кондиционера увеличивает потребление горючего на 6%. Кстати, отсутствие катализатора экономит бензин на 4%.
Качество ГСМ и манера вождения (режим движения)
Заявленное потребление горючего будет соответствовать реальному лишь при заливке сертифицированного топлива, указанного в руководстве по эксплуатации (то же касается и смазки). Кроме того, существует «городской», «загородный» и «смешанный» циклы функционирования двигателя с разным (в силу особенностей каждого) топливопотреблением. Зависит оно и от дорожной обстановки (рельефа местности, свойств и качества покрытия). Наконец, если увлекаться частым и резким ускорением, о рачительном расходе можно сразу забыть – насилие над двигателем в прямом и переносном смысле выльется в десятипроцентное увеличение подпитки бака.
Наличие прицепа и багажника на крыше
«Крышной» багажник относится к дополнительному внешнему оснащению, ухудшающему аэродинамические показатели (до 15%). Прицеп же не только увеличивает воздушное сопротивление, но одновременно и утяжеляет автомобиль (30–40% дополнительно к норме в зависимости от общего веса прицепа). Вдобавок открытые при езде окна будут добавлять в общую копилку свои несколько процентов.
Масса транспортного средства
Чем больше весит «железный конь», тем большее количество энергии требуется, чтобы сдвинуть его с места. Если это коммерческий автомобиль, зарабатывающий своему хозяину деньги на перевозке товара или пассажиров – тогда другое дело. В противном случае требуется облегчать машину, освобождая её от лишнего балласта.
Перечисленные факторы относятся к субъективным. Но присутствуют и объективные, например, объём цилиндров и, соответственно, мощность двигателя. В силу законов физики, авто, обладающее под капотом, скажем, двумя сотнями лошадиных сил, заведомо не может «кушать» топлива меньше малолитражки, потенциал которой лишь 100 «лошадок».
Самые экономичные автомобили по расходу топлива 2019
В рейтинг наиболее экономичных автомобилей по расходу топлива попали модели с разными типами двигателей. Рассмотрим каждую категорию отдельно.
Бензиновые
Smart Fortwo – самый маленький представитель данного рейтинга. Автомобиль имеет всего два посадочных места, а объём его багажника – 190 л. Smart предлагает на выбор два бензиновых мотора: литровый мощностью 71 л. с. и 0,9-литровый турбо мощностью 90 л. с. Средний расход топлива для обоих агрегатов – 4,1 л/100 км. Ориентировочная стоимость авто $17,1 тыс.
Astra – популярная переднеприводная компактная модель Opel C-класса, комплектуемая экономичным литровым двигателем на 105 л. с., который расходует 4,2 л бензина на 10 км пробега. Производится с 1991 года вместо Kadett. Примерная цена $23 тыс.
Peugeot 208 – самая маленькая модель французской иномарки, имеющая литровый атмосферный «движок» мощностью всего 68 л. с., который на круг «кушает» 4,5 л/100 км. Цена такой «игрушки» $13 тыс.
Дизельные
Модификация Citroen C4 Cactus у автомобилистов на особом счету: ценят её за приземистость, эксклюзивный дизайн и защитные дверные накладки. Выпускается с 2014 года на производственных мощностях PSA в Мадриде. Данный компакт-кроссовер в хэтчбековском исполнении комплектуется 1,6-литровой 4-цилиндровой силовой установкой мощностью 92 л. с., расходующей от 3,5 л на 100 км.
Стоимость в районе $20 тыс. За эти деньги в базовой комплектации покупателю, помимо прочего, доступны кнопка «стоп-старт», шторки безопасности и боковые подушки безопасности переднего пассажира и водителя, передние кресла с подогревом, иммобилайзер, датчики давления в скатах, электроусилитель руля, климат-контроль, кондиционер, круиз-контроль с ограничением скорости.
Mini One D – британский аппарат, выпускаемый прославленным немецким концерном BMW. Да, подобные симбиозы в эпоху транснациональной индустрии встречаются сплошь и рядом. И зачастую это идёт лишь на пользу общему делу. Нашим соотечественникам больше известен его бензиновый собрат Mini Cooper с объёмом двигателя 1,1 л, силовым потенциалом 102 л. с. и расходом 4,8 л/100 км, но из-за своей «прожорливости» (6 л при городском цикле) в наш рейтинг он не попадает.
В данном случаем мы имеем отменный уровень сборки и соответствующую стоимость. Под капотом этого малогабаритного «броневичка» со старомодным ретро-дизайном прячется 1,5-литровый двигатель мощностью 95 «лошадок», способный поглощать лишь 3,6 л горючего на 100 км. За такое удовольствие просят от $23 тыс.
Младший брат в семействе BMW – 7 Series (G11/G12). Это баварское детище, в отличие от предыдущих модификаций, уже не выпускается в 2-дверном исполнении – только в 5-дверном. Машина оснащена 3-литровым двигателем, рассчитанном на усреднённую величину удельного потребления солярки в 5 л на 100 км, и «автоматом» на 8 передач. Базовый вариант имеет задний привод, остальные комплектации идут полноприводными, снабжёнными системой X-Drive. Что касается мощности, то она представлена двумя версиями: турбодизель – 262 «лошадки», обычный дизель – 320. Приблизительная цена $70 тыс.
Гибридные
Лидером в рейтинге здесь является Toyota Prius – наиболее распространённый в России гибридный японский автомобиль. Представитель данной модели разгоняется до 100 км/ч за 10 секунд при предельной скорости 180 км/ч. Потребление в режиме «город» – 3,9 л на 100 км, в режиме «трасса» – 3,7 л. Электродвигатель рассчитан на 60 л. с., топливный агрегат – на 99 л. с. Супер-обтекаемость кузова также способствует сравнительно небольшому расходу. Центральный компьютер сам регулирует переключение электропривода и ДВС. Их самочувствие отражается на цифровом дисплее. В салоне Prius отличаются оригинальностью приборная доска и консоль. Все материалы отделки салона соответствуют экологическим стандартам. Цена от $20 тыс.
Следующим по экономии гибридным автомобилем в настоящее время выступает Hyundai Ioniq Hybrid. Амбициозные корейские создатели с самого начала не скрывали, что разрабатывают его в пику Toyota Prius. Правда, Ioniq не удалось зайти за 4-литровый психологический барьер (обогнать Тойоту оказалось невозможно: 4,1 л по городу и 4 л по трассе), но у него имеются другие индивидуальные фишки, позволяющие разделить с японцами пальму первенства. Азиаты не слишком-то делятся своими творческими секретами. Очевидно одно: без ноу-хау в проектировании ходовой части и инноваций в аэродинамике здесь не обошлось.
Что касается дизайна экстерьера, то передок в данном плане неоригинален – он оснащён типовой для большинства моделей этого бренда 6-гранной облицовкой радиатора и «узкоглазыми» блок-фарами. Вспомогательная оптика расположена вертикально и окантована. Задняя часть седана «срисована» с Toyota Prius, что неудивительно. В салоне – добротная и эффектная отделка, расположение деталей интерьера и дизайн продуманы до мелочей. Стоимость базовой комплектации стартует от $23 тыс.
Третьей в перечне значится Toyota Camry Hybrid. Она привлекательна не только экстравагантным внешним видом, но и особым, нестандартным расположением мотора. Вообще высокие технологии здесь встречаются на каждом шагу. Например, топливопотребление может регулироваться путём изменения режима работы поршней и клапанов. Энергосбережение настолько совершенно, что ни один ньютон, ни одна калория не пропадают зря. Так, гибридное устройство потребляет даже избыточную кинетическую энергию при торможении, которая перенаправляется на подзарядку блока электробатарей. В результате сэкономленная энергия идёт на полезные процессы, что уменьшает расход энергоносителей.
Вполне справедливо, что Toyota Camry Hybrid заработала репутацию, пожалуй, самого практичного и надёжного автомобиля. Правда, имеется один маленький нюанс: к наиболее экономичным относится лишь базовая комплектация с расходом 4,6 л по городу и 4 л по трассе. Но в жизни обычно в чём-то выгадываешь, а в чём-то прогадываешь. Так случилось и на сей раз: погоня за экономией обернулась потерей мощности. В итоге гибрид не досчитался 22 л. с. в сравнении с бензиновой версией. Как бы то ни было, Toyota Camry Hybrid пользуется спросом, несмотря на то, что ценник в среднем соответствует $30 тыс.
К сожалению, в данном автопромовском сегменте пока приходится довольствоваться лишь зарубежными разработками. Предпринималась попытка наладить выпуск подобной продукции, рассчитанной на массового потребителя, в РФ (товарное изделие под названием «Ё-Мобиль»). Предположительная стоимость нового образца заявлялась на уровне 350 тыс. руб. Однако проект не получил надлежащего развития, и его пришлось закрыть.
Полноприводные
«Золото» досталось хэтчбеку Volkswagen Golf 4Motion, с дизелем в 1,6 л на 105 «лошадок». Особый привод на 4 колеса MOTION не является новинкой – эта удачная находка фольксвагенских инженеров была удачно применена на многих прежних линейках Golf. VII генерацию автомобильного шедевра VW Golf 4MOTION отличает существенное снижение топливопотребления в сравнении с предшественниками. Из-за высокотехнологичного сцепления Haldex новая версия VW Golf 4MOTION гарантирует сбережение горючего на уровне 15%.
Новый Volkswagen Golf 4MOTION последнего поколения появился в Европе 6 лет назад. Автолюбителям нынешняя модификация известна в комплектациях с двумя двухлитровыми дизельными силовыми агрегатами. Наряду с базовой комплектацией мощностью 105 л. с. заводом-изготовителем также предлагается TDI мощностью 150 л. с., обеспечивающий дополнительный комфорт во время движения на Volkswagen Golf 4MOTION при весьма умеренном расходе горючего. Дизель мощностью 105 л. с. потребляет фантастически мало солярки – не более 4,5 л/100 км, а второй дизель, который мощнее своего собрата на 45 «лошадок», потребляет 4,7 л/100 км.
Обе версии оборудованы автоматической системой запуска/остановки (кнопка «старт-стоп»), особо актуальной сегодня функцией рекуперации энергии торможения, электронным блокированием дифференциала обоих мостов, кондиционером, МР3-радио с плазменным сенсорным дисплеем. В комплект также входят антиблокировочное устройство тормозной системы и 7 подушек безопасности. Цена от $20 тыс.
На следующей позиции обосновался гибридный кроссовер Lexus RX 450h Hybrid, который благодаря комбинированной суперсистеме приводов обладает возможностью потреблять внутри города количество топлива, сопоставимое с порцией малолитражки. При этом суммарная мощность аппарата достигает ни много ни мало 313 «лошадок»! Этот монстр под капотом скрывает оборотистую установку, состоящую из бензинового двигателя на 3,5 л и трёх электродвигателей. Неудивительно, что такой энергетический потенциал без труда обеспечивает максимальную скорость 200 км/ч. А «сотни» этот чудный «Лексус» достигает после 7,9 секунд после трогания с места.
Умелое распределение нагрузки между электроприводом и ДВС уменьшают топливопотребление в смешанном цикле до 6 л. Согласитесь, это ничтожно малое значение для авто с подобными объёмами цилиндров.
Модели присуща специальная спорт-подвеска, на функционирование которой влияет режим движения. Механизм регулируется от состояния расслабленной езды до жёсткого типа. Это вездеход среднего класса, позволяющий насладиться роскошью и высокой функциональностью, а также универсальное транспортное средство, которое одинаково хорошо подходит и для городских условий, и для выездов за городскую черту на бездорожье средней сложности.
Его экстерьер – острые углы и в то же время умеренная обтекаемость, но с непропорциональными силуэтами. Оригинальные светодиодные светильники, классическая облицовка радиатора указывают на эксклюзивность модели и статусность её владельца. Внутреннее убранство выглядит не менее престижно. Салон вмещает 5 пассажиров, располагающихся в удобных сиденьях с добротной обивкой и продуманной эргономикой.
По отзывам клиентов автосалонов Lexus RX 450h Hybrid заслуживает лишь положительных оценок и не нуждается в замечаниях и доработках. Имеется один незначительный недостаток, которым по большому счёту можно пренебречь – небольшой объём багажника. В стандартном варианте автомобиль снабжается пакетом страховочных устройств и приспособлений: боковыми и фронтальными подушками безопасности, системой рекуперации торможения, а также антиблокировкой. Его основной соперник – Toyota Highlander Hybrid. Цена $46 тыс.
Последняя строчка рейтинга досталась паркетнику Mazda CX-5. Современная технология SkyActiv позволяет ему с двухлитровым «движком» SKYACTIV (без наддува) в 150 л. с. добиваться рачительного расходования горючего. По паспорту при смешанном цикле потребляет 7 л/100 км. До «сотни» разгоняется за 10,4 секунды, предельная скорость – 200 км/ч. 2,5-литровый агрегат SKYACTIV обеспечивает 194 л. с. Паспортный расход топлива поднимается почти до 8 л/100 км. При этом время разгона сокращается до 9 секунд, а максимальная скорость уменьшается до 195 км/ч. Двухлитровый «движок» сочетается со 6-ступенчатой механической трансмиссией SKYACTIV-MT или 6-ступенчатой автоматической коробкой SKYACTIV-Drive. Двигатель на 2,5 л функционирует исключительно с АКПП. Помимо этого, имеется система G-Vectoring для мониторинга тяги. Полноприводная система i-Activ AWD через многодисковую муфту с датчиками контролирует обороты колеса и пробуксовку, перебрасывая на задний мост до 50% крутящего момента. Независимая подвеска с усиленными стойками, передняя – системы «Макферсон», задние – многорычажные. Ходовая часть технологичная и полифункциональная, электронные помощники плавности хода и шумоизоляция создают дополнительный комфорт. Смонтированы дисковые тормоза с вентиляцией передних колёс, предусмотрены АБС, BA и EBD, TCS, DSC. Цена стартует от $30 тыс.
Отечественные
Компакт-кар малого класса LADA Vesta стал удачной заменой Priora. В подтверждение этому достаточно сказать, что «Веста» по итогам 2018 года стала в России чемпионом продаж – 108 364 шт. Согласитесь, если бы она не была экономичной (особенно на фоне роста цен на автозаправках), столь внушительных результатов ей достичь бы не удалось. Данное транспортное средство оснащается силовой установкой на 1,8 л мощностью 106 л. с. с «механикой» и АМТ. В городе расход в первом и втором случае будет равен соответственно 9,3 и 8,9 л, за городом – 5,5 и 5,3 л, при смешанном (среднем) варианте езды – 6,9 и 6,6 л. Но на практике эти цифры оказываются на 20–30% больше, нежели указанные производителем в инструкции по эксплуатации. Поэтому фактически реальное топливопотребление «Вестой» составит 8–10 л/100 км, исходя из того, какой трансмиссией она снабжена. Кроме того, в ходе эксперимента удалось установить величину топливопотребления при холодном запуске двигателя. Она равна 10 л в городе, 6 л по трассе и 7,5 л при смешанном цикле. Стоит Vesta $9,5 тыс.
Несмотря на то, что Lada XRAY представляет собой высокий 5-дверный переднеприводный хэтчбек-кроссовер и выполнен в стиле SUV, машина «кушает» на удивление мало. Топливопотребление субкомпактной Lada XRAY, относящейся к J-сегменту, зависит от мотора, который установлен на данной машине. Например, в смешанном цикле (трасса/город) двигатели ВАЗ-21129 (1,6 л, 106 л. с.) с МКПП обеспечивает 7,5 л, ВАЗ-21179 (1,8 л, 122 л. с) с АМТ («роботом») – 7,1 л, а Renault-Nissan H4Mk (1,6 л, 110 л. с.) с МКПП – 6,9 л/100км. Таким образом, наиболее экономичным считается XRAY с агрегатом Renault-Nissan и «механикой». А наибольший расход наблюдается у 1,6-литрового ВАЗовского «движка». Радует то, что авторами дизайна выступили тольяттинские стилисты. Предшественником данной модели принято считать проект LADA C, который реализовывался в 2004–2009 годах. Обойдётся такая машина покупателю при продаже через дилерскую сеть в $8,5 тыс.
5-дверный универсал-фургон LADA Largus с передним приводом попал в топ рейтинга отнюдь неслучайно: конструкторы весьма постарались насчёт минимизации расхода у этой модели. Если быть точным, то система подачи топлива была усовершенствована еще на Dacia Logan MCV, ведь Largus – российская калька этой версии Renault B-сегмента. Предшественником аналогичного класса являлся снятый с производства в 2006 году ВАЗ-2120 (Лада «Надежда»). Бензиновый двигатель объёмом 1,6 л выпускается в двух модификациях – с потенциалом на 87 и 106 л. с. и соответственно расходом горючего 8,2 и 7,9 л на 100 км пробега. Цена в районе $10 тыс.
Это важно! Российские «экономки» представлены исключительно ВАЗовскими образцами, причём практически всего нынешнего модельного ряда, что говорит о концептуальном кризисе отечественного автопрома.
С пробегом
Наиболее бюджетным в смысле топливопотребления на сегодняшний день признаётся Opel Corsa E. С 1,3-литровым дизелем мощностью 95 л. с. и 5-ступенчатой «механикой» упомянутый немецкий супермини V поколения в кузове хэтчбек расходует примерно 3,3 л на 100 км пробега. Цена «с рук» новой Corsa, пригнанной из Прибалтики или Украины – до $17 тыс. Это наиболее продаваемая после Astra модель, традиционно входящая по данному показателю в ТОП-10 автомобилей Европы. На долю Corsa, выпускаемой с 1982 года, приходится 28% продаж Opel. До некоторых пор достойным конкурентом ему являлся Kia Rio с агрегатом объёмом 1,1 л на 75 «лошадок», который к тому же стоил на $1,5 тыс. дешевле. Но в 2015-м его сняли с производства.
Toyota Aygo официально в СНГ на первичном рынке не представлена, но это не значит, что данный автомобиль не встречается на вторичном. А купить его стоит из-за приемлемых характеристик и цены. Aygo комплектуется литровым бензиновым мотором мощностью 70 л. с. Ориентировочная цена $14 тыс.
Кроме сверхэкономных дизелей, «Опель» знаменит и бензиновыми силовыми установками, не отличающимися зверским аппетитом. Среди них… опять Opel Corsa E с литровым агрегатом, которому требуется на преодоление 100 км 4,5 л бензина. Модель, запущенная в серию в 2014 году, пользуется бешеной популярностью за рубежом, но в России официальными дилерами не реализуется, поэтому стоимость новой малолитражки в приличной комплектации на вторичном рынке доходит до $17 тыс.
Увы, многие экономичные автоэкземпляры в России в силу ряда причин официально не продаются, поэтому их можно встретить лишь на рынке подержанных авто.
Это важно! Опыт показывает, что наиболее экономичными автомобилями в мире являются дизели. Достаточно сказать, что в первой десятке по этим показателям, наряду с упомянутыми выше, находятся все аппараты, работающие на солярке, и ни одного бензинового. Это, в частности, DS4 Crossback, Mercedes A-Class, Opel Astra K, Peugeot 308, Renault Sandero.
Кроме того, приходится констатировать, что в мировых рейтингах как дизелей, так и «бензинников» не фигурирует ни одного автомобиля отечественного производства. И если по простоте, неприхотливости, выносливости (а в некоторых случаях и надёжности в целом) наши изделия могут дать фору большинству «забугорных» экземпляров, то их топливопотребление оставляет желать много лучшего. Даже, казалось бы, во всех отношениях вполне подходящая под современные внутрироссийские условия Lada Granta (на которую создатели в своё время возлагали большие надежды) ест непростительно много для машины своего класса – 7,5–9,8 л. Также очевидно, что в скором будущем первенство по объективным причинам перейдёт к гибридам, как к наиболее экономичному виду транспортных средств в принципе.