Естественной и логичной выглядит ситуация, когда конструкторы из разных стран заимствуют внешний вид и технические решения своих зарубежных коллег. Наиболее активно такой обмен происходил в годы войны и технологических революций. Изоляция Советского Союза от внешнего мира не мешала советским автоконструкторам активно использовать инженерные и дизайнерское идеи зарубежных коллег.
ГАЗ А скопирован с Ford Model A Standard Phaeton
В 1929 представителями Советского Союза были приобретены документация и лицензия на производство Ford A. Создание собственного производства с нуля могло затянуться на долгие годы, поэтому организация лицензионного производства американского автомобиля являлась простым и экономически оправданным решением.
Покупка лицензии позволила в течение 3 лет наладить серийное производства нового автомобиля. Контакты с передовым американским автоконцерном положительно повлияли и на организацию производства — ГАЗ-А стал первым массовым легковым автомобилем конвейерной сборки, выпускавшимся в Советском Союзе.
ГАЗ-62 повторяет Dodge ¾
Знакомство с образцами американской военной техники во время Великой Отечественной войны подталкивало советских инженеров к созданию собственных аналогов. Запомнившийся Dodge 3/4, который отличался выдающимися ходовыми качествами и зачастую оказывался незаменимым транспортным средством для красноармейцев, стал основой для создания ГАЗ-62. Несмотря не то, что советский аналог американского внедорожника содержал в своей конструкции немало технических новшеств и прекрасно показал себя во время испытаний, в серийное производство он запущен не был.
Москвич 400 — клон Opel Kadett К38
Москвич-400 стал первой массовой советской легковушкой, доступной частным покупателям. Производство этого авто было налажено в 1946 году на АЗЛК. Основой для создания новых «Москвичей» послужил Opel Kadett К38, конструкция которого была детально изучено на основе образцов, полученных во время завершившейся недавно войны.
Свою роль сыграло и немецкое оборудование, вывезенное по репарации из разгромленной Германии, с использование которого создавалось производство новой машины. Будучи точной копией Opel Kadett К38, «Москвич-400» не являлся автомобилем, производимым по лицензии. Послевоенная ситуация, сопровождавшаяся репарацией немецких технологий, позволяла свободно производить машины на отечественных заводах.
Запорожцы скопированы с Fiat 600 и NSU Prinz IV
Прототипом для первого «Запорожца» ЗАЗ 965, стал легендарный в то время Fiat 600, успевший стать популярным во всём мире и отличавшийся скромной ценой. Несмотря на активное заимствование, первый «Запорожец» получил двигатель отечественной разработки, а все узлы и агрегаты итальянского прототипа были серьёзно доработаны.
Традиция использования зарубежных прототипов была продолжена при разработке автомобилей ЗАЗ следующего поколения. В качестве базовой модели для нового ЗАЗ 966 был взят NSU Prinz IV. У прототипа были позаимствованы кузов, компоновка базовых узлов и агрегатов, а также тип двигателя. Несмотря на активное заимствование, финальный вариант являлся компиляцией из отечественных разработок и импортных элементов, серьёзно доработанных с учётом предстоящих условий эксплуатации. Основные изменения коснулись подвески, которая была серьёзно доработана с учётом отечественного бездорожья.
«Волга» ГАЗ-21 — клон Ford Mainline
Нормальной практикой послевоенных лет было использование зарубежных образцов автотехники при создании советских автомобилей. Несколько образцов Ford Mainline, переданных конструкторскому бюро Горьковского автозавода оказали существенное влияние как на внешнего вида разрабатываемого ГАЗ-21, так и на технические компоненты.
Позаимствован был не только кузов. Почто полностью скопированы оказались салон и коробка передач фордовского образца. Точно копией американских прототипов ГАЗ-21 не являлся, тем не менее его внешнее сходство с Ford Mainline не оставляет сомнений в источнике вдохновения советских автостроителей.
ГАЗ-24 повторил облик Ford Falcon
Будучи разработкой с полностью отечественной технической начинкой, ГАЗ-24 испытал влияние американской автомобильной индустрии при разработке дизайна кузова. Ford Falcon 1962 года, производившийся в США, стал прекрасным примером для подражания. Внешний вид передней части американского Falcon’а с небольшими доработками был позаимствован для новой «Волги».
Москвич-2141 скопирован с хэтчбека Simca 1308
Руководство АЗЛК предпочло взять за базовую модель франко-американский автомобиль Simca 1308, выпуск которого был прекращён в 1980 году. На выбор Simca в качестве базовой модели повлияло признание его автомобилем года в Европе в 1976 году, удачный для своего времени внешний вид и приемлемые технические характеристики. Если кузов нового «Москвича» был почти точной копией Simca, то салон и технические агрегаты были разработаны новые или использовались выпускавшиеся серийно.
ВАЗ-2101 — копия Fiat 124
В случае с организацией производства «Жигулей», была не только куплена лицензия на производство итальянских FIATов, но и построен завод по их выпуску в г.Тольятти. Первые автомобили ВАЗ-2101, сошедшие с конвейера тольяттинского автозавода представляли собой FIATы, созданные с использованием итальянских комплектующих и при участии итальянских специалистов.
Заимствование зарубежных идей имело как положительные так и отрицательные стороны. Такой подход позволял наладить массовое производство в сложных условиях после революции и Великой Отечественной войны, в тоже время сильно ограничил развитие собственных независимых конструкторских бюро. Образцами для отечественных инженеров зачастую становились устаревшие образцы зарубежной техники, что сыграло существенную роль в отставании отечественного автопрома.