Бывает так, что изобретения слабо внедряются в практику. Или современники не смогли их оценить по достоинству, или общество не готово к их широкому применению. В автомобилестроении тоже немало подобных примеров.
Гибриды
В 1900 году Фердинанд Порше создал первый гибридный автомобиль — полноприводный Lohner-Porsche.
Конструкция была примитивной и дальнейшего развития тогда не получила. Только в конце 90-х годов 20-ого века появились современные гибриды (например, Toyota Prius).
Запуск без ключа
Ключ зажигания был разработан как способ защиты автомобиля от угонщиков и прослужил долгие годы. Тем не менее, наличие изобретенного в 1911 году электростартера, позволяло некоторым производителям оснащать ряд моделей бесключевыми системами запуска (например, Mercedes-Benz 320 1938 г.). Однако широкое распространение они получили только на рубеже ХХ и ХХI века в связи с появлением чип-ключей и транспондеров.
Привод на передние колеса
В середине 18-ого века французский инженер Никола Жозеф Кунью построил телегу с паровым двигателем. Привод осуществлялся на единственное переднее колесо.
Снова эта идея ожила в конце 19-ого века в автомобиле братьев Граф, а затем – в 20-е годы 20-ого века (в основном, на гоночных машинах, например Cord L29). Встречались и попытки выпуска «гражданских» машин, например, немецкая малолитражка DKW F1.
Серийное производство переднеприводных автомобилей началось в 30-х годах на фирме Ситроен, когда была изобретена технология выпуска дешевых и надежных ШРУСов, а мощность двигателей достигла достаточно высокого тягового усилия. Массовое использование переднего привода отмечается только с 60-х годов.
Дисковые тормоза
Дисковые тормоза были запатентованы в 1902 году, и тогда же их попробовали установить на Lanchester Twin Cylinder. Идея не прижилась из-за сильного загрязнения на грунтовых дорогах, скрипа и тугих педалей. Тормозные жидкости того времени не были предназначены для столь высоких рабочих температур. И только в начале 50-х годов дисковые тормоза получили широкое распространение.
Роботизированная АКПП
Впервые схему коробки с двумя сцеплениями описал в 30-х годах 20-ого века Адольф Кегресс. Правда неизвестно, была ли эта конструкция воплощена в металле.
Идею возродили только в 80-е годы гоночные инженеры Порше. Но их коробка получилась тяжелой и ненадежной. И лишь во второй половине 90-х начался серийный выпуск подобных коробок.
Вариатор
Схема вариатора известна со времен Леонардо да Винчи, а попытки установить его на автомобиль происходили в 30-х годах 20-ого века. Но впервые машину оснастили клиноременным вариатором в 1958 году. Это был знаменитый легковой DAF 600.
Вскоре выяснилось, что резиновый ремень быстро изнашивался и не мог передавать больших тяговых усилий. И только в 80-х годах, после разработки металлических клиновых ремней и специального масла вариаторы получили вторую жизнь.
Ремни безопасности
В 1885 году был выдан патент на поясные ремни, которые крепились к корпусу аэроплана карабинами. В 30-е годы был изобретен поясной 2-х точечный ремень безопасности. В 1948 г. американец Престон Томас Такер планировал оборудовать ими автомобиль Tucker Torpedo, однако успел выпустить всего 51 машину.
Практика применения 2-х точечных ремней безопасности показала низкую эффективность, а в ряде случаев – и опасность. Революцию произвело изобретение шведским инженером Нильсом Болином 3-х точечных ремней. С 1959 года их установка стала обязательной для некоторых моделей Вольво.
Антиблокировочная система тормозов
Впервые с необходимостью подобной системы столкнулись железнодорожники, затем авиастроители. В 1936 г. компания Bosch запатентовала технологию первой автомобильной АБС. Но отсутствие необходимой электроники не позволило реализовать эту идею на практике. И только с появлением в 60-е годы полупроводниковой техники эту проблему начали решать. Одной из первых моделей с установленной АБС была Jensen FF 1966 г. Правда, из-за высокой цены выпустить смогли только 320 машин.
К середине 70-х годов в Германии была разработана по-настоящему работоспособная система, и ее стали устанавливать сперва как дополнительную опцию на автомобили представительского класса, а с 1978 года – на некоторых более доступных моделях Мерседесов и БМВ.
Детали кузова из пластика
Несмотря на наличие предшественников, первым пластиковым автомобилем стал Chevrolet Corvette (C1) 1953 года выпуска. Он имел металлический каркас, пластмассовый корпус и невероятно высокую цену, так как изготавливался вручную из стеклопластика.
С наибольшим размахом пластмасса использовалась восточно-германскими автопроизводителями. Началось все в 1955 году с модели AWZ P70, а затем настала эра Трабанда (1957-1991 гг.). Этот автомобиль выпускался миллионными тиражами. Пластиковыми были навесные элементы кузова, что делало автомобиль чуть дороже мотоцикла с коляской.
Кабриолет с электроприводом крыши
В 1934 году на рынке появился 3-х местный Peugeot 401 Eclipse – первый в мире кабриолет с электроприводом механизма складывания жесткой крыши. Конструкция была капризной и дорогостоящей, поэтому серьезного развития не получила.
К этой идее вернулись в середине 50-х. Ford Fairlane 500 Skyliner имел надежный, но очень сложный по конструкции механизм складывания. Модель тоже не была особо удачной и продержалась на рынке 3 года.
И только с середины 90-х годов 20-ого века, складывающиеся жесткие крыши с электроприводом прочно заняли свое место в модельных рядах кабриолетов.
Мы рассмотрели только некоторые технологии и узлы автомобилей, опередивших свое время. Несомненно, и в настоящий момент существуют десятки изобретений, время которых придет через 10, 50, 100 лет.