Эксплуатация автомобилей марки ВАЗ нередко сопровождается различными поломками и неисправностями разных деталей и систем. Исключением не является и выхлопная система 2110, поломки которой устраняются заменой глушителя или других комплектующих.
Содержание
Глушители автомобилей ВАЗ 2110
Изложенная в руководствах по эксплуатации либо электронных каталогах информация о строении выхлопной системы автомобилей ВАЗ десятого поколения не всегда соответствует действительности, что вызывает некоторые разногласия среди автолюбителей. Подбор для машин осуществляется на основании конкретного типа кузова: к примеру, в случае с переднеприводными авто в кузове хэтчбек глушитель значительно короче, чем у моделей с кузовами седан и универсал. Разница в длине объясняется длиной кузова машины.
Устанавливаемые на десятое семейство детали подразделяются на два типа кузова:
- Универсал и седан — ВАз 2110 и ВАЗ 2111;
- Хетчбэк — ВАЗ 2112.
Классификация также осуществляется по старым и новым моделям. Главным отличием от аналогичных деталей на Lada Samara является то, что для десятого семейства подкатегории играют немалую роль. Крепления глушителей старых моделей выполнены в форме крюка: их производство велось до 2007 года, а затем крепления были переделаны на штыри.
Конструкция
Основная задача глушителя — уменьшение уровня шума во время движения автомобиля и работы двигателя на холостых оборотах. Резонатор, или дополнительный глушитель машины, представляет собой расположенный посередине выхлопной системы элемент. Его конструкция состоит из следующих деталей:
- корпус;
- дроссель;
- преграда;
- теплоизоляция;
- перфорированная труба.
Строение самой детали следующее:
- корпус;
- средняя преграда;
- задняя преграда;
- задняя перфорированная труба;
- средняя перфорированная труба;
- патрубки выпуска и впуска.
Перфорированная трубка является основной составляющей деталью конструкции прямоточного глушителя. Продукты сгорания, поступающие в него, эффективно расширяются в его корпусе за счет перфорации. Подобная схема работы позволяет ускорить процесс отвода продуктов горения в несколько раз. Установка подобного глушителя повышает уровень сопротивления выхлопной системы до 10%, что значительно выше, чем без его использования.
Неисправности на автомобилях ВАЗ десятого семейства
Специалисты АвтоВАЗа проводили исследования, по результатам которых было выявлено, что кузов автомобиля, являясь закрытой конструкцией, обладает собственными пиковыми гармониками и может резонировать на определенной частоте. Чтобы подавить паразитные частоты, издаваемые как двигателем транспортного средства, так и экранируемые кузовом, требуется использование диапазона от 60 до 400 Гц, сответствующего средним и высоким оборотам двигателя. Изменение шумовых характеристик может быть спровоцировано внесением минимальных изменений в его конструкцию.
Сложнее всего справиться с шумом на низких частотах. С технической точки зрения совместить тюнинг выхлопной системы машины и борьбу с шумами невозможно. Сохранить мощность по максимуму можно с прямоточным глушителем, понизить звук до комфортной громкости — с заводским.
Владельцы ВАЗ 2110–2112 чаще всего сталкиваются с пробоями, прогарами и нарушениями герметичности выхлопной системы. Некорректно выставленное зажигание, чрезмерно обогащенная смесь и коррозия труб являются основными причинами прогара выхлопных труб. Сопровождается такой дефект стуками и хлопками, которые сигнализируют о прогаре металлических деталей. Признаком прогара может являться дым из выхлопной трубы, свидетельствующий об излишне обогащенной топливной смеси, которая прогорает в выхлопной трубе.
Появление стуков по кузову в районе расположения глушителя говорит о механических дефектах детали — изменении геометрии, разрушении резинки, подвески или подушки демпфера. Устраняется определением места поломки и устранением неполадок. Изношенные детали заменяются новыми.
Прокладки глушителя
Изоляция газового стыка, образуемого между задним и дополнительным глушителями, осуществляется при помощи резиновой прокладки или уплотнительного кольца. Помимо основной функции перекрывания зазора она также применяется для устранения перемещения труб детали относительно друг друга.
Появление нагара под днищем автомобиля в местчах сочленений секций выхлопной трубы свидетельствует о повреждении прокладки. Разрывы уплотнительного кольца сопровождаются появлением в салоне автомобиля неприятного запаха выхлопных газов и резким скрежетом, возникающим во время работы силового агрегата.
Их замена
Поврежденное уплотнительное кольцо выхлопной системы не реставрируется — его можно только заменить на новое. Замена прокладки осуществляется вручную за несколько минут.
- Фланцы выхлопной трубы стянуты небольшими болтами. Ввиду длительной эксплуатации они могут покрываться грязью и ржавчиной, что затрудняет их откручивание. Выкрутить болты можно при помощи специального инструмента или болгарки.
- Резонаторная труба после выкручивания болтов аккуратно отводится влево.
- Старое уплотнительное кольцо располагается на патрубке резонатора. Резиновое изделие легко поддевается плоской отвёрткой и снимается.
- С фланцев нагар стирается металлической щеткой и наждачной бумагой.
- На фланец резонаторной трубы устанавливается новое уплотнительное кольцо. Хомутом соединяются фланцы выхлопной трубы, патрубки основного глушителя также соединяются между собой.
Металлокерамическое кольцо, прилегающее к прокладке глушителя, отличается хрупкостью, в связи с чем при замене уплотняющего кольца необходимо соблюдать осторожность и аккуратность, дабы не разрушить керамику.
Замена на ВАЗ 2110/2112
Инструменты, необходимые для смены на автомобилях ВАЗ десятого поколения:
- для снятия гаек разных размеров понадобится набор головок;
- набор трещоток для головок;
- молоток с обухом круглой формы;
- комбинированные либо стандартные накидные гаечные ключи;
- сабельная пила, ножовка или любой другой инструмент для резки по металлу;
- два зажима для выхлопной трубы;
- герметик и смазка проникающего типа;
- брезентовые либо латексные перчатки для безопасного проведения работ;
- защитные очки;
- домкрат;
- козлы — с их помощью автомобиль будет удерживаться на весу;
- башмаки для колёс;
- новый глушитель.
Демонтаж старого
Автомобиль перед началом работ должен находиться на ровной твердой поверхности. Можно выгнать его из гаража и приступить к работе по снятию.
- Рычаг ручного тормоза вытягивается до упора, переключается передача на положение парковки в случае с АКПП или на нейтральную передачу для МКПП.
- Башмаки устанавливаются под задние колёса автомобиля — такая мера не даст ему сдвинуться во время выполнения работ.
- Передняя часть кузова поднимается на домкрате и поддерживается с правой и левой стороны козлами.
- Домкрат убирается из-под машины крайне медленно и осторожно, при этом нужно внимательно следить за тем, как автомобиль становится на козлы и насколько надежно он в них закрепляется.
- После поднятия автомобиля можно приступать к демонтажу глушителя. Располагается он под днищем машины перед задней осью. Ориентироваться можно по катализатору — он отходит от мотора авто, а глушитель располагается непосредственно за ним.
- На зажимы, при помощи которых крепится глушитель, наносится слой проникающей смазки. При помощи глубоких головок крепежные болты и зажимы ослабляются по мере действия смазки. Деталь крепится в основном двумя зажимами, один из которых располагается на передней части, второй — на задней.
- Выхлопная труба и глушитель разъединяются. Если металлические детали давно не менялись, то придётся вести бой с ржавчиной и скопившейся в местах стыков грязью.
- Выхлопная труба отсоединяется от глушителя посредством режущего инструмента.
- Изношенный глушитель убирается в сторону — больше он не понадобится.
Установка нового
Процесс монтажа нового глушителя аналогичен процессу демонтажа, только осуществляется в обратном порядке. При этом необходимо соблюдать определённые нюансы:
- При помощи режущего инструмента выравниваются конец выхлопной трубы, к которому крепился старый глушитель.
- Расширить диаметр выхлопной трубы дабы облегчить установку нового глушителя можно за счет небольшого разреза на ее задней секции.
- На крепежи от старого глушителя устанавливается новый.
- Концы обеих труб — и выхлопной, и от глушителя — промазываются слоем герметика.
- Старые зажимы заменяются новыми, при этом новые крепежи не затягиваются.
- В концы выхлопной трубы вставляется труба нового глушителя.
- Трещоткой и гаечной головкой аккуратно затягиваются зажимы, которые перемещаются по трубам к месту стыковки выхлопной трубы и глушителя.
- На хомутах располагаются гайки, которые затягиваются до упора.
- Убирать козлы и возвращать автомобиль на землю можно после затяжки всех креплений и их проверки. Проверить качество установки детали можно, проехав несколько километров на авто. При этом желательно несколько раз выжать педаль газа, чтобы прослушать звук, издаваемый глушителем — при его корректной установке никаких сторонних шумов быть не должно.
Особенности замены
- Выхлопная система автомобиля требует реглуярного осмотра. После демонтажа изношенного глушителя её также необходимо тщательно осмотреть и убедиться, что остальные элементы не имеют дефектов и изъянов. При налии на металле выхлопной трубы следов коррозии её необходимо заменить, поскольку такое плачевное состояние может привести к утечке отработанных газов.
- Наращиванием выхлопной трубы занимаются в том случае, если при демонтаже старого глушителя был отрезан слишком большой участок трубы. Делается это при помощи специальной секции под названием «мама-папа».
- Резка металла выхлопной трубы должна осуществляться крайне осторожно и аккуратно, поскольку в непосредственной близости от нее проходят топливные и тормозные шланги вкупе с проводкой.
- Во избежание повреждений глаз необходимо использовать защитные очки.
Замена резонатора выхлопной системы
Основной причиной замены деталей выхлопной системы ВАЗ 2110/2112 является усталость и коррозия металла, что сопровождается появлением сторонних шумов во время езды. В большинстве случаев осуществляют замену глушителя и дополнительного глушителя, именуемого резонатором.
Одновременно с заменой комплектующих выхлопной системы рекомендуется менять крепежи и резиновые прокладки. Под воздействием влаги и грязи такие детали быстро подвергаются коррозии и окислению, из-за чего приходят в негодность и деформируются. По этой причине одновременно с новым глушителем и резонатором приобретают хомуты и резиновые прокладки.
Замена резонатора системы сброса выхлопных газов ВАЗ 2110/2112 осуществляется следующим образом:
- Глушитель и резонатор машины объединяются посредством хомутов и гаек креплений. Болты зажимов выкручиваются, при невозможности их аккуратного снятия можно срезать их болгаркой.
- Между глушителем и резонатором располагается уплотнительное кольцо из резины. При повторном использовании зажимов и прокладок проверяется поверхность уплотнительного кольца и металл на наличие следов коррозии, которые могут нарушить герметичность труб.
- В местах крепления резонатора к нейтрализатору либо приёмной трубе откручиваются болты крепления. До конца выкручивать их не нужно — они должны удерживать дополнительный глушитель.
- Задняя подушка подвески резонатора снимается с кронштейна.
- Аналогичным образом поступают с передней подушкой подвески.
- Гайки, которыми соединяются нейтрализатор и резонатор, полностью выкручиваются. Аналогично вынимаются болты и пружинные шайбы. На автомобилях без нейтрализатора выкручивают болты и пружины.
- Дополнительный глушитель снимается.
Установка нового резонатора осуществляется аналогичным образом, но в обратной последовательности. Детали выхлопной системы автомобиля не должны касаться его кузова во время колебаний.
Видео: замена глушителя ВАЗ 2110/2112
Свовременная диагностика и замена глушителя автомобиля позволяют поддерживаеть выхлопную систему транспортного средства в работоспособном состоянии и предупреждают её дефекты и неисправности.