Как заменить гофру и катализатор на «Форд Фокус 2» своими руками

Выхлопная система автомобиля «Форд Фокус» II поколения не предоставляет владельцу особых хлопот. Однако в связи с особенностями конструкции некоторые части глушителя могут быть повреждены быстрее основных труб. Речь идёт о гофре и катализаторе. Это довольно дорогостоящие элементы системы выхлопов, поэтому в случае их выхода из строя затраты на покупку новых могут быть очень высокими. Но у опытных автовладельцев есть способы, как провести работы по ремонту выхлопной системы без больших вложений.

Выхлопная система «Форд Фокус 2»

Выхлопная система предназначена для вывода отработавших газов из двигателя. Это соединение нескольких элементов, которые не просто выводят газы и токсины из коллектора, но ещё и понижают образовывающиеся при этом шумы и вибрации.

Выхлопная система на автомобилях «Форд Фокус» всех поколений состоит из нескольких, последовательно соединённых между собой частей:

  • каталитический коллектор (он включает в свой состав и нейтрализатор выхлопов);
  • дополнительный глушитель (от также носит название резонатора);
  • промежуточная труба;
  • основной глушитель;
  • выхлопная труба.
Система выхлопов на «Фокусе 2»

Схематичное изображение системы выхлопов на «Форде Фокусе 2»

Схематическое изображение системы выхлопов на «Фокусе 2» даёт представление об устройстве этого узла авто. На рисунке обозначены следующие элементы:

  1. зажим каталитического нейтрализатора;
  2. прокладка;
  3. каталитический нейтрализатор;
  4. кронштейн;
  5. сильфон;
  6. прокладка;
  7. центральный глушитель;
  8. задний глушитель;
  9. прокладка.

На катколлекторе «Форда Фокус 2» устанавливаются два датчика кислорода (один размещается до нейтрализатора, другой — после него, чтобы вычислять эффективность очистки выхлопов). Приёмная труба подсоединяется к выпускному коллектору посредством армированной прокладки. Уплотнитель позволяет избежать сильного нагревания труб и служит своего рода защитным элементом между коллектором и трубами глушителя.

Дальнейшие части выхлопной системы «Фокуса», расположенные по всей длине кузова. Они крепятся между собой болтовыми соединениями и сварочными швами. Поэтому в случае необходимости можно демонтировать как сразу все части глушителя, так и менять их по одной.

Резонатор, промежуточная труба и основной глушитель крепятся к днищу автомобиля с помощью пяти резиновых подушек. При этом подвески имеют разную форму — для обеспечения надёжности фиксации некоторые резинки имеют утолщения.

Чтобы защитить мотор и днище кузова от воздействия высоких температур (трубы выхлопной системы очень сильно нагреваются), на «Форд Фокус 2» устанавливаются специальные термозащитные экраны. Они выполняются из нетканых материалов и монтируются на всём протяжении глушителя. А над трубами каталитического коллектора дополнительно устанавливается ещё один экран, так как эта часть выхлопной системы больше всего подвержена нагреванию.

Система выхлопов на автомобилях «Форд Фокус» не требует специального технического обслуживания. Будет достаточно периодически осматривать трубы глушителя, проверять надёжность болтовых соединений и эластичность резиновых подушек.

Основные неисправности системы и ремонт

Самым первым признаком неполадок в системе выхлопов может служить громкий рёв из-под кузова. К тому же, в салоне автомобиля могут появиться посторонние запахи. Всё это свидетельствует о том, что глушитель неисправен. В частности:

  • корпус прогорел;
  • «глушак» деформировался из-за ударов о неровности дорожного покрытия;
  • в металле образовалась дыра;
  • произошла разгерметизация системы из-за выработки прокладок.

Главнейшей причиной образования всех этих неисправностей считается коррозия. Она быстрее появляется именно в зимнее время, так как в России для устранения наледей на дорогах используют химические реагенты.

Ремонт глушителя не всегда целесообразен. При образовании большого прогара лучше всего сразу же заменить элемент системы.

В некоторых случаях автовладельцы заваривают дыры или наваривают дополнительный слой металла на тонкие стенки глушителя и резонатора. Однако это временная мера, так как процесс коррозии остановить практически невозможно.

Глушитель на Форд Фокус 2

Глушитель на Форд Фокус 2 — внешний вид

Как заменить гофру глушителя «Форд Фокус 2»

Гофра — это один из дополнительных элементов выхлопной системы. На ряде современных моделей гофра отсутствует. Однако на «Форд Фокус» всех поколений гофра устанавливается ещё с завода, чтобы снизить уровень вибраций от двигателя. Гофра действительно сокращает пульсацию отработавших газов, так как принимает основную нагрузку на себя. Благодаря установке этого термозащитного элемента, раскачивание выхлопной трубы и резинок-подвесок удаётся свести к минимуму. Соответственно, срок службы труб увеличивается.

Гофра должна быть заменена после того, как на её поверхности образовались трещины и разрывы. То есть сигналом к замене служит деформация изделия или полное его прогорание. Заявленный производителем срок службы может быть изменён количеством часов эксплуатации автомобиля и характером езды водителя.

Гофра глушителя Форд Фокус 2

Гофра глушителя Форд Фокус 2: вышедшая из строя и новая деталь

Причины выхода гофры из строя

Гофра состоит из металлического гофрированного рукава небольшой длины. По поверхности этого рукава выполняется оплётка — обычно одинарная, на последних версиях «Фокуса» — двойная, для более надёжной защиты. Длина гофры и количество слоёв оплётки на разных поколениях машины меняется, однако причины выхода из строя остаются неизменными:

  • прогары — из-за длительного воздействия высоких температур рано или поздно покрытие гофры прогорит;
  • деформация — изделие может порваться из-за сильного удара во время аварии или неаккуратной езды;
  • ненадёжность резиновых уплотнителей и болтовых соединений;
  • разрывы из-за неправильной установки — в том случае, если в процессе установки гофры были нарушены правила монтажных работ, очень быстро изделие выйдет из строя, так как будет испытывать огромные нагрузки.
Новая гофра

Новая гофра покрыта защитными слоями оплётки, которые препятствуют сильной пулсации выхлопов

Какие инструменты понадобятся для замены

Чтобы без труда провести замену гофры глушителя, нужно собрать следующий комплект инструментов:

  • рожковые ключи;
    Рожковые ключи

    Комбинированные ключи с обычными и рожковыми наконечниками удобны для работы

  • УШМ (болгарка);
    УШМ (болгарка)

    УШМ (болгарка) — незаменимый инструмент для ремонта автомобиля

  • шлифовальная машинка;
    Шлифовальная машинка

    Шлифовальная машинка поможет зачистить сварные швы глушителя

  • металлические щётки;
    Металлические щётки

    Металлические щётки аккуратно удалят стружки и прочий мусор

  • сварочный аппарат.
    Сварочный аппарат

    Если у вас нет сварочного аппарата, возьмите его на прокат у соседа по гаражу

Технология проведения ремонтных работ

Демонтаж и монтаж гофры не считаются сложной операцией. Однако необходимо крайне точно выполнять все стыковочные работы и расположить новую гофру с точностью до миллиметра на старом месте:

  1. «Форд Фокус» загнать на смотровую яму или эстакаду.
  2. Убедиться в устойчивости автомобиля на яме.
  3. Снять приёмную трубу с автомобиля. Для этого потребуются два рожковых ключа: одним зажимается сам болт, другим откручивается гайка.
  4. Вытащить трубу с гофрой из-под машины.
  5. Опилить болгаркой старую гофру от выхлопной трубы (изделие приварено, поэтому использование УШМ — это единственный способ удалить гофру).
  6. Зачистить место старых сварных швов шлифмашинкой и щётками — труба должна быть ровной и идеально чистой перед началом сварочных работ.
  7. На место старой гофры на трубу натянуть новую и прихватить её сваркой в трёх местах по диаметру.
  8. Убедиться, что новое изделие ровно село на трубу.
  9. Проварить гофру по всему диаметру трубы.
  10. Зачистить сварной шов. Место сварки рекомендуется закрасить термостойкой краской — так швы дольше останутся герметичными.
Глушитель на «Фокусе»

Трубы крепятся специальными резиновыми подвесками к днищу автомобиля

Качество установки новой гофры будет зависеть от трёх факторов:

  • идеального радиального сопоставления гофры;
  • равномерности сварных швов;
  • грамотной установки трубы под капотом.

Замена катализатора на «Форд Фокус 2»

Конструктивно катализатор на автомобилях «Форд Фокус» состоит из сотовых носителей, которые выполнены из термостойкой керамики. Поверхность этих сот покрывается тончайшим слоем драгоценных металлов (родий, палладий или даже платина), так как такое покрытие позволяет катализатору отлично справляться со своей работой. По этой причине замена катализатора на новый — удовольствие очень дорогое.

Катализатор «Фокуса 2»

Труба имеет несколько разветвлений, каждое из которых подсоединяется к своему цилиндру мотора

Часто с автомобилей «Форд Фокус 2» воруют именно катализаторы, так как они высоко ценятся в пунктах приёма металлов.

Готовим инструмент

Для работ по демонтажу катализатора и установке заменяющих его элементов пригодятся следующие инструменты:

  • головка на 15;
  • рычаг для головки;
  • сварочный аппарат.

Как снять катализатор своими руками

Порядок работ выглядит так:

  1. Загнать «Форд Фокус» на смотровую яму.
  2. Подлезть под днище автомобиля и найти соединение между катализатором и резонатором.
  3. Головкой на 15, используя рычаг, открутить болты крепления.
  4. Затем выкрутить гайки с крепежа фланца. Все прокладки следует выбросить, так как повторно они использоваться уже не могут.
  5. Вытащить старый катализатор из-под машины.

Процедура занимает 10–15 минут, в зависимости от того, насколько сильно болты и гайки проржавели.

Как поставить обманку и что это такое

Чтобы не тратиться на покупку нового катализатора, большинство автовладельцев «Форд Фокус» устанавливают на глушитель обманку и пламегаситель. Обманка — это такой узел, который позволяет электронному блоку управления «думать», что на трубах по-прежнему стоит катализатор. Эксплуатация автомобиля без катализатора будет невозможной, так как электронное устройство полностью блокирует работу мотора, если нет работоспособной системы отвода выхлопов.

Поэтому установка обманки — это самый простой и дешёвый способ ремонта глушителя, если катализатор вышел из строя. На сегодняшний день существует два вида обманок:

  • механическая (более простая и надёжная, устанавливается на двигатели типа Евро-2 и Евро-3);
  • электронная (имеет сложное строение, рекомендуется для установки на двигатели «Форд Фокус» типа Евро-4).
Электронный и механический вариант обманки

Электронные и механические устройства предназначены для «обмана» ЭБУ

Обманка ставится на место датчика кислорода (или лямбда-зонда), который находится сразу же после нейтрализатора. Процесс замены довольно простой:

  1. Найти на глушителе место установки датчика.
  2. Открутить датчик гаечным ключом подходящего размера.
  3. Вкрутить на его место обманку.
  4. После этого на 15 минут снять клемму «минус» на аккумуляторе. Это необходимо для того, чтобы перезагрузить электронный блок управления.

Замена катализатора на пламегаситель

В среде автолюбителей есть мнение, что после замены катализатора на типовой пламегаситель «Форд Фокус 2» начинает громче работать. То есть из глушителя вырывается дополнительный шум и рёв. Это действительно так, если использовать пламегасители старого поколения.

Новые пламегасители обеспечивают тихую работу глушителя и вполне могут заменить дорогостоящий катализатор. Внутри изделия находятся шумопоглощающие камеры, всё пространство вокруг которых наполняется двумя или даже тремя видами специальной набивки. Набивка не просто сокращает шум работы глушителя, но и понижает температуру и давление выхлопных газов.

Пламегаситель может быть установлен двумя способами: на имеющийся корпус катализатора или вместо него. Второй вариант предпочтительнее, так как масса автомобиля не будет увеличиваться из-за наличия лишних элементов под кузовом.

Работа по установке пламегасителя

Процедура подразумевает врезку пламегасителя в корпус катализатора

Для того чтобы на место катализатора установить пламегаситель, потребуется виртуозное владение сварочным аппаратом. Швы сварки должны быть идеально ровными и глубокими по всему диаметру трубы:

  1. Установить авто на яму, снять катализатор.
  2. Выпускной коллектор подготовить к работе: устранить нагар и грязь, обезжирить трубу.
  3. В полость катализатора (или любой другой подходящей по размеру трубы) вставить пламегаситель. Для надёжности проварить банку пламегасителя к стенкам трубы.
  4. Заварить корпус.
  5. Установить новое изделие в выхлопную систему.

Видео: замена катализатора на пламегаситель своими руками

Замена гофры или катализатора на автомобиле «Форд Фокус 2» не считается простой процедурой. Необходимы навыки работы со сварочным аппаратом, так как успех работы зависит именно от равномерности наложения сварочного шва. Однако даже при найме сварщика эти работы обойдутся в несколько раз дешевле, чем покупка и установка новых оригинальных изделий.

Екатерина Ларина

Копирайтер, рукодельница, путешественник

Интересное: