4 опции, которые были доступны только избранным водителям в Советском Союзе

Известно, что в СССР многие предметы были дефицитом, а, к примеру, автомобиль и вовсе являлся роскошью. Даже нескладный «Запорожец», ставший впоследствии предметом насмешек, в советские годы вызывал зависть у тех, кто не обладал легковой машиной.

В то же время первым лицам государства, которые также ездили на машинах советского автопрома, нужно было обеспечить особый комфорт. Элитные автомобили отличались не только красивым салоном, но и некоторыми важными функциями, которые значительно улучшали впечатление от поездки.

Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач – одна из наиболее полезных функций, которые упрощают вождение. При наличии АКП не требуется постоянно переключать передачи рычагом, кроме того, отсутствует педаль сцепления.

После войны советские инженеры ознакомились с разработками немецких марок Opel и BMW, после чего АКП в экспериментальном порядке установили на некоторые модели «Москвичей», а также автобус ЗИС-155 и мотоцикл М-72. Первым серийным автомобилем с «автоматом» стал ГАЗ-12 ЗИМ. В действительности механическую коробку просто усовершенствовали гидромуфтой, что позволило сократить число передач до трех.

В 1957 году небольшими сериями начали выпускать автомобили ГАЗ-21 «Волга», на которых была также установлена АКП с тремя передачами. На этот раз инженеры переняли принцип действия у американского Ford Mainline. Ход машины стал более плавным, а торможение – более легким. Тем не менее, автоматическую коробку было сложнее обслуживать, кроме того, для ее работы требовалось особое качественное масло.

В дальнейшем конструкцию усовершенствовали, и «автоматом» стали оснащаться все автомобили, предназначенные для партийной элиты. К этой категории относятся легендарные «Чайки» – ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Также автоматическую коробку передач ставили на ЗИЛ-111, 114 и 117. Плавность движения на таких машинах была действительно заметна.

Кондиционер

Еще одна функция, обеспечивающая комфортную поездку. В 50-х кондиционеры стали массово устанавливать на американских автомобилях, после чего об этом полезном изобретении узнали в СССР. Инженеры столкнулись с задачей разработать собственный кондиционер, что оказалось довольно непросто.

Лишь в 1959 году на модели ЗИЛ-111А стало возможным обеспечить подачу прохладного воздуха. Воздуховоды были предназначены только для пассажиров на заднем сиденье, при этом каждый мог самостоятельно отрегулировать нужную температуру потока. Из-за наличия воздуховодов задние стойки пришлось увеличивать, а сам кондиционер располагался в багажнике. Он представлял собой довольно объемный и громоздкий механизм, масса которого составляла примерно 150 кг.

Кроме того, все модели ЗИЛ были оборудованы тремя печками. Сочетание отопления и прохладного воздуха из кондиционера позволило обеспечить комфортную температуру в салоне как в лютые морозы, так и в сильную жару.

В 1977 году была выпущена более массовая «Чайка» ГАЗ-14, где кондиционер уже сочетал в себе функции обогрева и охлаждения. При создании этого механизма использовалось японское оборудование Nippon Denso.

Электростеклоподъемники

Кроме АКП и кондиционера элитные автомобили обладали многими удобными опциями. Так, «Чайка» ГАЗ-13 стала первой советской машиной, на которой боковые стекла были оборудованы электроприводами. На «Чайке» ГАЗ-14 было задействовано целых 17 электродвигателей, которые управляли не только стеклоподъемниками, но и выдвижной антенной, а также эффективно блокировали центральные дверные замки.

Московские машины для первых лиц страны тоже оснащались дополнительными функциями. К примеру, ЗИЛ-111 имел не только электростеклоподъемники, но и стеклянную перегородку внутри салона, которая управлялась электрическим механизмом.

Гидроусилитель руля

«Чайки» и ЗИЛы сами по себе являлись машинами с достаточно большим салоном. Кроме того, их оснащали различными дополнительными механизмами (тем же кондиционером), зачастую бронировали, что сильно увеличивало их массу. Управлять такими тяжелыми автомобилями было сложно даже профессионалам, поэтому на правительственные машины ставили гидроусилитель руля. У него имелся определенный недостаток – он лишал водителя информативности о дорожном полотне, однако элитные автомобили все равно не использовались для езды по бездорожью.

Знаменитая фраза советских времен «Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения» имела мало общего с советскими реалиями, поскольку машина была труднодоступна обычному человеку. В то же время автомобили, предназначенные для первых лиц, отличались особенными функциями, которые обеспечивали дополнительный комфорт во время поездки.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector