Какое моторное масло использовать в автомобиле

Для обеспечения длительной и продуктивной работы двигателя необходимо своевременно менять масло. Чтобы не запутаться в огромном количестве предлагаемых на современном рынке продуктов, рекомендуется разобраться в их маркировке и характеристиках. Тогда автовладелец легко сможет определить, какое масло лучше заливать в двигатель.

Общие сведения

Самым верным подходом при подборе моторного масла является его соответствие параметрам, рекомендованным изготовителем и описанным в сервисной книжке, инструкции по эксплуатации каждого автомобиля.

Предназначение

Основным свойством материала является смазывание деталей двигателя внутреннего сгорания. Образование масляной плёнки на поверхности деталей, подверженных трению, защищает их от преждевременного износа, что положительно сказывается на долговечности мотора.

Кроме основной функции — смазывать внутренности агрегата, современные масла должны соответствовать следующим критериям:

  • Защищать трущиеся узлы от коррозии;
  • Охлаждать места трения;
  • Смягчать ударные нагрузки;
  • Вымывать образующиеся в процессе эксплуатации двигателя продукты сгорания и износа, окислы;
  • Удерживать эти продукты во взвешенном состоянии, не допуская отложения шлаков.

При этом важно, чтобы при постоянных температурных, механических и химических нагрузках смазка сберегала свои рабочие качества на протяжении длительного периода.

Система смазки двигателя

К основным функциям моторного масла можно отнести: охлаждение деталей, снижение трения и защита узлов от износа и коррозии

Исходя из входящих в состав компонентов выделяют три области использования:

  • Для двигателей, эксплуатируемых на бензине;
  • Для транспортных средств на дизельном топливе;
  • Универсальные.

Это интересно! База у всех масел практически одинаковая. Различие составляет пакет присадок, придающих конкретному продукту необходимые качества и характеристики.

Специфика работы дизельного мотора заключается в самовоспламенении горючей смеси в результате сильного сжатия. В итоге часто образуются скопления сажи, которые непременно должны качественно смываться, обволакиваться и удерживаться маслом. Кроме того во время использования дизтоплива появляется огромное количество окислов серы.

Относительно этих условий эксплуатации главными критериями при определении качества масла для дизельного двигателя считаются:

  • Очищающая и удерживающая способности;
  • Усиленная сопротивляемость окислению.

Чтобы смесь обладала нужными для дизеля характеристиками, её состав снабжают очищающими и связывающими присадками. Для устранения продуктов окисления используются щелочные добавки.

В бензине гораздо ниже содержание серы, чем в ДТ, и сгорает он практически без остатка. Присадки, входящие в пакет для дизеля, не потребуются маслам, используемым в автомобилях с бензиновым двигателем.

Но эти двигатели высоко оборотистые (7-8 тыс об/мин против 4-4,5 тыс об/мин у дизеля). Масла для них должны сохранять стабильную динамическую и кинематическую вязкость в любом режиме работы двигателя. Иными словами, при любых оборотах трущиеся детали должны быть одинаково защищены, смазываться с высокой эффективностью.

Для соблюдения этих требований производителем подбираются индивидуальные присадки к бензиновым маслам.

Универсальные масла соответствуют допускам для обоих видов моторов. Такие характеристики достигаются сбалансированным пакетом присадок. Их компоненты способны эффективно нейтрализовать продукты горения и окислы в дизеле, а также сохранять смазывающие характеристики на повышенных оборотах у бензинового двигателя.

Виды масел

Различные компоненты, которые включают в состав тех или иных масел, позволяют разделить их на 4 вида:

  • Минеральные;
  • Синтетические;
  • Полусинтетические;
  • Гидрокрекинговые.
Виды моторных масел

Абсолютно все моторные масла разделяются по химическому составу своей основы и тому, каким способом она была получена

Минеральные

Производят путём рафинирования и дистилляции нефтепродуктов. Являются самыми дешёвыми, но из-за большого количества примесей нуждаются в частой замене. Основой для изготовления данного продукта являются парафиновые масла, обладающие хорошими температурными показателями и вязкостью. Для понижения показателей застывания при снижении температуры в основу добавляют депрессорные присадки.

Основная сфера использования — автомобили старого типа. Благодаря повышенной вязкости минеральное масло не просачивается через потрескавшиеся от времени манжеты. Использование данного масла также допустимо в отечественных автомобилях, если оно указано в инструкции по эксплуатации, и средство не будет подвергаться большим нагрузкам.

Это интересно! Для повышения антиокислительных характеристик некоторые производители предлагают добавлять в минеральное масло специальные присадки. Их использование провоцирует усиленное образование нагара и шлаковых отложений.

Синтетические

Данный продукт производят путём синтеза химических соединений нефти и газа.

Минеральное, синтетика и полусинтетика

Полусинтетическое масло обладает большей стабильностью чем минеральное, однако отдаёт пальму первенства синтетическому

В сравнении с минеральными составами они имеют целый ряд несомненных преимуществ:

  • Повышенная текучесть значительно снижает нагрузку при трении между поверхностями, что приводит к улучшению показателей мощности двигателя и минимизации расхода топлива.
  • Сохранение эксплуатационных характеристик при различных температурных колебаниях.
  • Химическая неизменность при использовании в любых условиях.
  • Большое время эксплуатации.

Основным недостатком такого типа масел является высокая цена. Не стоит заливать синтетику в двигатель с пробегом более 60 тыс. км, если она не применялась изначально. Внутренние узлы мотора уже притёрлись к образовавшимся за это время шлакам и нагарам. Очистительно-моющую функцию в синтетическом масле выполняют активные присадки, эффективно растворяющие скопления на поверхностях деталей двигателя. При этом большая часть нагара будет удалена, возникнут люфты и зазоры, вынуждающие мотор работать на износ. Благодаря низкой вязкости (повышенной текучести) масло начнёт сочиться через старые манжеты коленвала.

Полусинтетические

Данный вид масел является компромиссным решением между двумя предыдущими. Если сравнить с минеральными, полусинтетика имеет более текучий состав, стабильный к химическим нагрузкам. Также при значительных температурных перепадах масло почти без изменений сохраняет свои рабочие характеристики, благодаря чему может использоваться в более тяжёлых условиях. Полусинтетический продукт получают путём смешивания 30-50% синтетики и 50-70% минерального масла.

Гидрокрекинговые

В основе гидрокрекинговых масел находятся изомеры, полученные методом перегруппировки атомов углеводорода. Благодаря этому данный продукт наделён характеристиками, присущим синтетике. Гидрокрекинговые масла являются минеральными с изменённой на молекулярном уровне структурой, однако они по-прежнему не отличаются долговечностью и стабильными характеристиками в условиях перепада температур.

Гидрокрекинговое масло

Надпись HC-Synthese (Hydro-Craking-Synthese-Technology) говорит о том, что перед нами представитель гидрокрекингового масла

Классификация моторных масел

Наиболее важными критериями для разделения можно считать:

  1. SAE J300 — принятая во всех странах классификация вязкостно-температурных качеств.
  2. API — учёт качественно-эксплуатационных параметров по американскому стандарту.
  3. ACEA — принятая в Европе шкала разделения масел по качественным показателям и области применения.
  4. ILSAC — азиатская сетка оценки качества автомобильных масел.
  5. OEM-допуски — критерии оценки масел, выпускаемых по заказу и под брендом автопроизводителей.
  6. ГОСТ 17479.1-85 — разработанный в СССР, до сих пор действующий на территории РФ стандарт качества.

SAE J300

Принятая в развитых странах шкала оценки, используемая всеми производителями как горюче-смазочных материалов, так и силовых агрегатов.

Стандарт SAE J300 (Society of Automotive Engineers) устанавливает критерии вязкости и текучести масел. Принятой единицей измерения служит степень вязкости SAE (SAE Viscosity Grade — SAE VG). Изменения цифры в сторону роста говорит об увеличении степени вязкости.

Стандарт SAE J300

Классы вязкости согласно стандарту SAE  J300 для зимних (выделены синим) и летних (выделены красным) типов масел

Сезонные масла (single viscosity grade oils) делятся на:

  1. Зимние, обозначаемые цифрой и литерой «W» (Winter). Тестируются на низкотемпературные проворачиваемость (имитация холодного запуска) и прокачиваемость, кинематическую вязкость при +100°С.
  2. Летние, обозначаемые только цифрой. Тестируются на низшую и высшую кинематическую вязкость при +100°С, минимальную динамическую вязкость с гарантированным образованием масляной плёнки при +150°С и максимальной скорости сдвига.

Всесезонные (multigrade) смеси прописываются соединением зимнего ряда с летним со знаком «тире» между ними (SAE 10W-40).

Это важно! Другие значения в стиле SAE 10W/40 или SAE 10W40 могут встречаться только на фальсифицированных продуктах.

Стандарт вязкости SAE J300 устанавливает спектр температур, при которых мотор с указанным маслом будет заводиться, качественно смазываться, как при долгих нагрузках, так и при повышенных оборотах.

API

Наиболее используемая сетка стандартов среди производителей моторных масел. Составлена под наблюдением Американского института нефти.

Спецификации API (American Petroleum Institute) составлены для:

  • S (Service) — бензиновых двигателей;
  • C (Commercial) — дизелей.

S и C стоят первыми в маркировке, сообщая о типе двигателя. Вторая буква информирует о качестве (эксплуатационных свойствах) масла. Классы дизелей также разбиты для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырёхтактных (CF-4, CG-4, СН-4) моторов.

В классификации бензиновых двигателей размещены 4 рабочих группы. Дизельный ряд представлен 6 рабочими категориями.

Классификация API

График, показывающий улучшение эксплуатационных свойств моторных масел, для бензиновых и дизельных двигателей

Устаревшие масла, исключённые из спецификации, некоторые изготовители продолжают поставлять, так как возрастные машины используются до сих пор.

Это интересно! API допускает замену нижестоящей категории масла вышестоящей.

 

API для бензиновых и дизельных двигателей

Взаимозаменяемость масла для транспортных средств оборудованных бензиновыми и дизельными агрегатами

Универсальные масла, используемые для любых типов двигателей, имеют двойную маркировку. Вначале расположенные буквы сообщают о большей направленности к данному типу (SF/CC — к бензиновым, CD/SF — к дизельным).

Это важно! Применяя универсальное масло в дизеле, необходимо использовать только качественное топливо с пониженным содержанием серы, так как количество щелочных и моющих присадок в нём меньше, чем в специализированном.

С 2005 года в спецификацию добавлены энергосберегающие масла с дополнительной маркировкой EC, с 2010 — ресурсосберегающие RC, совместимые с биотопливом.

ILSAC

ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee) — комитет по стандартизации и лицензированию моторных масел признанный в любой стране мира появился в результате объединённых усилий Ассоциаций американских и японских компаний, выпускающих пассажирский автотранспорт. Комитет стандартизирует смеси, применяемые в легковых автомобилях.

На данном этапе действуют 4 категории данного стандарта, в полной мере соответствующие последним установленным параметрам API.

API ILSAC эволюция

Эволюция и соответствие классификации моторных масел по ILSAC стандарту API

АСЕА

Оценочная сетка масел АСЕА (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles) принятая в странах ЕС, выступает аналогом API, используемого в Америке. Имеет буквенно-цифровую маркировку, где:

  • А — агрегаты работающие на бензине;
  • В — техника функционирующая на дизтопливе;
  • С — обе разновидности двигателей, оснащённых катализатором или сажевым фильтром;
  • E — моторы дизельных большегрузов.

Числовое значение говорит об эффективности масла. Чем оно больше, тем эффективнее рабочие качества продукции.

Только при таком стандарте есть отдельный класс малозольных масел (С). В 2004 году масла классов А и В объединили в один. Сейчас стандартизация регулирует показатели моторных масел по 3 классам.

Это важно! Часто масла новых поколений не могут применяться для техники, выпущенной до 2004 года, поэтому некоторые производители применяют на упаковках старую маркировку.

ОЕМ-допуски

Многие автоконцерны заказывают масла, идеально подходящие для двигателей новых моделей.

ОЕМ (Original equipment manufacturer) масла изготавливаются из сторонних базовых продуктов и пакетов присадок, заказанных у других производителей. Их качество напрямую зависит от качества используемого материала.

Допуски OEM

Практически всегда масло, имеющее классификацию ACEA, подходит и для допусков OEM

Гарантом качества ОЕМ масел выступает официальное одобрение заказчиком. Допуски разных брендов зачастую имеют одинаковые или схожие требования. Некоторые марки масел могут иметь ОЕМ нескольких автопроизводителей.

ГОСТ

Советско-российская стандартизация масел ГОСТ 17479.1-85 была создана в 1987 году и до сих пор действует на территории РФ.

Соотношение ГОСТ и SAE, API

Таблица соответствия ГОСТа и API, а также ГОСТа и SAE

В описании масел по ГОСТу указаны и вязкость (аналог SAE), и качество (аналог API). В маркировке М-53/12-Г обозначены:

  • М — моторное;
  • 53 — вязкость зимняя;
  • 12 — вязкость рабочая (летняя);
  • Г — класс эксплуатационных свойств.

От чего зависит выбор

Прежде всего необходимо обращать внимание на советы изготовителя, отмеченные в сервисной книжке или инструкции на транспортное средство.

Если рекомендуется заливать 10W-40, то 10W-50 при рабочей температуре двигателя будет более вязким, чем нужно. Смазывание деталей мотора ухудшается, что негативно сказывается на работоспособности агрегата и приводит к его скорейшему износу. Залитое масло 15W-40 приведёт к затруднённому запуску двигателя зимой. Такая замена допустима, если автомобиль хранится в отапливаемом гараже.

Применение масла с вязкостью, существенно превышающей рекомендованную, чревато масляным голоданием. Насос не сможет поставлять нужное количество густого продукта через масляные каналы. В результате недостаточной смазки трущиеся детали будут изнашиваться быстрее.

Более текучий продукт не будет образовывать масляную плёнку во время работы двигателя на высоких оборотах, что плохо отразится на эффективности и долговечности агрегата. Велика вероятность утечки горячего масла через манжеты коленвала.

Покупая масло для своего автомобиля, владелец также должен учитывать:

  1. Тип и год выпуска двигателя (часто не совпадает с датой выпуска автомобиля);
  2. Условия эксплуатации автомобиля: лёгкие (езда по городу без нагрузок в умеренном климате), средние (трасса/город с небольшими нагрузками в умеренном климате), тяжёлые (перевозка больших грузов, езда на высоких оборотах, бездорожье, тропические или северные районы).

Перед покупкой необходимо внимательно изучить маркировку на упаковке.

Маркировка моторного масла

Маркировка на упаковке расскажет о том, подойдёт ли вам этот типа масла или нет

Зависимость от пробега

Выбор масла напрямую зависит от пройденного километража:

  • При пробеге до 50 тыс. км нужно применять моторное масло 5W-30 или 10W-30 всесезонно;
  • В двигатель авто с пробегом больше 100 тыс. км желательно заливать летом масло 10W-40 или 15W-40, зимой — 5W-30 и 10W-30, всесезонно — 5W-40;
  • В мотор автомобиля с пробегом больше 300 тыс. км рекомендуют лить летом масло 15W-40 и 20W-50, зимой — 5W-40 и 10W-40, всесезонно — 5W-50.

В двигатели старых автомобилей с большим пробегом лучше заливать полусинтетику, которая обладает повышенной вязкостью минеральных масел и в то же время имеет хороший пакет синтетических присадок.

Зависимость от типа двигателя

Как говорилось ранее, масло в дизеле медленнее теряет смазочную способность, однако гораздо быстрее окисляется. Именно поэтому для бензиновых и дизельных агрегатов подходят масла с различными характеристиками.

Если используется универсальный продукт с двойной маркировкой, первые буквы должны обозначать тип мотора, в который будет заливаться масло.

Какое масло заливать на зиму

При морозах двигатель очень чувствителен к составу масла. Часто именно зимой он подвергается масляному голоданию, поэтому чем меньше вязкость, тем лучше. Во время запуска мотор испытывает большие нагрузки, равные пробегу в несколько сотен километров, потому что застывшее масло не успевает прокачаться к трущимся деталям и они некоторое время работают всухую.

Кроме того, нужно учитывать место зимней стоянки: при хранении автомобиля на открытом воздухе замёрзшее масло не позволит двигателю завестись. Специалисты настоятельно рекомендуют заливать на зиму в двигатель «морозостойкие» масла.

Морозостойкие масла

Зависимость вязкости от температуры определяет границы использования моторного масла

Желательно поменять масло перед наступлением холодов, если автомобиль за год проехал не менее 7 тыс. км.

Это важно! Можно оставить масло, если первая цифра вязкости по SAE не превышает 10 (10W-40, 5W-30).

На зиму рекомендуется заливать полусинтетику и синтетику, так как данные масла обладают следующими способностями:

  • На протяжении всего периода использования сохранять первоначальные характеристики;
  • Защищены от воздействия негативных факторов на эксплуатационные качества;
  • Упрощают запуск двигателя при низких температурах.

Так как масла для дизельных двигателей имеют небольшой срок эксплуатации, то не имеет смысла на зиму заливать всесезонку, и лучше воспользоваться зимними составами.

Можно ли смешивать моторные масла

Производители категорически запрещают смешивать разные масла, но иногда не остаётся выбора и необходимо пополнить уровень масла в двигателе, а такого же нет. Допускается доливка в минералку полусинтетики или гидрокрекинга. Синтетику можно добавлять, если она изготовлена на основе полиальфаолефинов (ПАО). В крайних случаях допускается небольшая доливка минерального масла в синтетику и полусинтетику.

Это важно! Любое смешивание разного типа масел нужно делать в крайнем случае и только на короткий срок. При первой возможности необходимо произвести замену масла.

Последствия плохого масла

Нагар образуется на сильно нагретых поверхностях, а причиной его появления может послужить использование некачественного масла

Смешивание синтетических масел разных брендов допускается, если их вязкость, характеристики по API или АСЕА совпадают. Возможна доливка в полусинтетику более качественного синтетического масла. При смешивании масел одного типа с разной вязкостью нужно учитывать, что показатель полученной смеси изменился.

Это важно! Не рекомендуется смешивать составы разных производителей. Базовые основы у них практически всегда отличаются. Кроме того, используются разные пакеты присадок. Полученная смесь может негативно повлиять на работоспособность двигателя.

Видео: можно ли смешивать разные моторные масла

Какую марку выбрать

Если автомобиль находится на гарантийном обслуживании, нужно заливать только марки, указанные в инструкции. При окончании гарантии достаточно подобрать масло с похожими характеристиками.

Это интересно! При смене марки моторного масла двигатель промывают специальными составами.

Марки моторных масел

Однозначно ответить, какая марка масла лучше, невозможно, так как на выбор влияет огромное количество факторов: модель ТС, пробег, тип двигателя и т.д.

Технология изготовления моторных масел большинства производителей находится на высоком уровне, что позволяет выпускать продукцию высокого качества. Наибольшей популярностью среди автомобилистов пользуются бренды:

  1. Castrol. Продукция английской компании лидирует по продажам во многих странах. Имеет огромный ассортимент, который позволяет приобрести масло для любых типов техники. Все разновидности масел сочетают в себе качество и надёжность.
  2. Shell Helix. Самый крупный в мире концерн по производству ГСМ, занимающий лидирующие места по качеству продукции. Компания удерживает верхние строчки рейтингов популярности уже более 100 лет. Масла этой марки имеют отличные характеристики в процессе использования при низких температурах.
  3. Motul. Французская компания, выпускающая горюче-смазочные материалы по всему миру, имеет несколько сертификатов качества, в том числе международный. Концерн выпустил первое синтетическое масло более полувека назад.
  4. Liqui Moly. Один из крупнейших мировых производителей горюче-смазочных материалов. Частицы молибдена в продукции немецкой компании положительно влияют на эффективность работы двигателя.
  5. Mobil. На протяжении многих лет компания занимается выпуском качественных ГСМ для автомобилей, судов и авиации. Защищает внутренние поверхности двигателя от образования налёта и увеличивает срок службы основных элементов. Экономия топлива при использовании масел данной марки достигает 2%.
  6. Lukoil. Продукция российской нефтедобывающей компании поставляется в более чем 40 стран мира. Масла этой марки находятся в средней ценовой категории. Встречается практически в любой специализированной торговой точке.
  7. Zic. Масла корейской нефтеперерабатывающей компании благодаря новейшим разработкам востребованы во всём мире. Эта продукция подходит для дизельных и турбированных моторов. При использовании в морозные периоды облегчает запуск мотора и обеспечивает его защиту от воздействия негативных факторов.
  8. ТНК. Масла данного бренда можно купить на более 1500 заправок, расположенных в странах СНГ. Используются для любых типов техники. Отличаются хорошими показателями работы при сильных морозах, но не защищают двигатель от появления нагара.
  9. Total. Продукция французского бренда за несколько десятилетий успела стать популярной в странах Европы. Имеет довольно низкий процент выгорания при работе и значительно сокращает расход топлива. Не слишком распространено в торговых сетях России, могут возникнуть трудности с поиском.
  10. G-Energy. Благодаря своим характеристикам, продукция от компании Gazpromneft Lubricants быстро нашла своих почитателей, имеет наиболее оптимальное соотношение цены и качества.

Однозначного ответа на вопрос о лучшей марки масла не существует. При выборе продукта учитывается марка автомобиля, и в каких условиях он эксплуатируется. Также необходимо обращать внимание на тип двигателя и пробег. Различные марки имеют лучшие показатели при одинаковых условиях. Поэтому подбирать состав следует с учётом всех нюансов.

Выбирая моторное масло, необходимо учитывать состояние мотора, марку предыдущего продукта и погодные условия. Во избежание подделок покупать масло нужно в специализированных магазинах, предварительно убедившись в наличии сертификата соответствия.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

3 комментария

    1. Васил Гайфуллин

      Меня, как обычного Россиянина, ездиющего на всяких иномарках, а не на ВАЗах и прочим говне , интересуют несколько мыслей:
      1) Если конструкторы записали диапазон применяемых коммплектующих, в т.ч. и масел, почему наши выпускники нессоветских школ с ЕГЭ продолжают себя считать такими же умными, как и их деды.
      2) Когда стоимость одной полной заправки топливом авто соизмерима со стоимостью СМ (смазочногого масла) самого проверенного бренда, до сих пор находятся пользователи, готовые убить время на босяцкие высказывания — какое масло лучше. Это уже похоже или на массовый спонтанный психоз, ну, может и не спонтанный, а созданный во всобщей сплетнице — Интернете — конкурентами.
      3) Ну и последнее, сейчас не СССР и если Вам лень читать рекомендации фирменных инженеров по эксплуатации авто, запомнте — они не буржуи, а люди, тратящие большие общие средства для увеличения прибыли работников. Понимаю, что народ, выросший среди бывших псевдокоммунистов, которые якобы были за народ, но грабившие этот народ без зазрения совести, не могут даже подумать, что есть страны, где все — от гендиректора до простой уборщицы работают на всё общество. Согласен, у нас так не принято. Если есть кто думает, что Госдума и Президент думает, чтобы все люди России жили лучше, изучите, кем они были при власти КПСС и как убирали тех конкурентв, кто хапуг в КПСС не любил! Они мешали им строить капитализм!

    2. Виктор

      Спасибо! Статья очень подробная, информативная. Нашёл ответы на некоторые вопросы. Для себя сделал выбор пару месяцев назад. Остановился на Ликви Моли Синтойл 5w30, пока полностью доволен. Двигатель работает тише на чистой синтетике. На нем планирую гонять подольше и менять пореже. Посмотрим, как мотор будет вести себя зимой при морозах.

    3. Александр

      Это всем уже известно! Давно!!! Где взять не палёное масло и не запороть движок!? Вот проблема!