Очень часто в комедийных лентах премиальные автомобили заменяют смешные, а порой просто нелепые средства передвижения. Не стала исключением и культовая кинолента «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
СМЗ С-3А
На этой машине в фильме Леонида Гайдая разъезжали Трус, Балбес и Бывалый. После показа картины автомобиль (который по сути являлся мотоколяской) получил народное прозвище «моргуновка». Управлял транспортным средством Бывалый (Евгений Моргунов).
Всего было изготовлено около 200 тысяч таких автомобилей. СМЗ С-3А представлял собой двухместное четырехколесное моторизированное средство передвижения, серийно выпускавшееся Серпуховским мотоциклетным заводом. Годы выпуска — 1958–1970. Силовым агрегатом автомобиля являлся мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил.
Являясь, по большому счету, мотоколяской для инвалидов, С-3А не предназначался для длительных поездок, и при дефиците обычных автомобилей был оснащен некоторыми функциями двухместной машины, вполне пригодной для непродолжительных путешествий по дорогам общего пользования. Вынужденный сплав технологий привел к тому, что СМЗ С-3А получил также название «моторизованный протез».
«Инвалидное кресло» с двигателем С3А было весьма тяжелым (425 килограммов в полной комплектации), трудоемким и дорогим в изготовлении. Основой машины являлся цельнометаллический кузов с мощной рамой из стальных труб. Миниавтомобиль обладал посредственной динамикой (по современным меркам), разгоняясь на максимуме до 60 км/ч, и низкой проходимостью ввиду своих небольших колес и слабого мотора. Механическая задняя тормозная система относится к барабанному типу.
ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)
Автобус, в котором завязалась потасовка из-за сидячего места, конструировался и какое-то время собирался на заводе имени Лихачева. Но из-за нехватки мощностей производство было перенесено на Ликинский машиностроительный завод, с постепенным преобразованием его в автобусный.
Несмотря на то, что транспортное средство стали строить на другом предприятии, в техпаспорте оставалось прежнее название. Сменили только эмблему. ЛиАЗ 158-В при некоторых достоинствах обладал массой недостатков:
- в дождь через люки на крыше вода попадала в салон;
- пространство между сиденьями было очень узким;
- водители жаловались на тяжелое рулевое управление;
- в зимнее время в салоне было холодно;
- автобус имел высокие и неудобные ступеньки;
- посадка и высадка пассажиров осуществлялась через очень узкие двери;
- транспортное средство невероятно сильно шумело, движущийся ЛиАЗ было слышно по всем улицам города.
Несмотря ни на что, автобус являлся самым массовым городскими транспортом в Советском Союзе. На его базе одно время комплектовали даже автопоезда.
ПАЗ 653 (АМ-3)
В этом милицейском сине-красном автобусе перевозили нарушителей общественного порядка в части «Напарник». На нем же доставили Федю на стройку.
На самом деле, этот автомобиль хотя и похож на «санитарку» ПАЗ-653, по сути ей не является. Специальное транспортное средство для перевозки хулиганов и уголовников в «Операции «Ы», называлось АМ-3 и представляло собой автобус для доставки милицейских «линейных» групп. Внешне оно действительно очень напоминает санитарную машину ПАЗ-653, и даже строилось на одном и том же шасси ГАЗ-51К (иногда базой служил ГАЗ-63). Но кузов имел иную конструкцию с более крупными габаритными размерами.
Если сравнить АМ-3 с ПАЗ-653, можно заметить, что последний немного уже, что особенно заметно по задним крыльям. Более того, у санитарного ПАЗа они массивные, а у милицейского АМ — достаточно узкие. Плюс к этому, автобус для оперативных сотрудников милиции не оснащался правой боковой дверью, задняя дверь была одностворчатая, в отличие от двустворчатой «ПАЗика». А вот салоны АМ-3 и ПАЗ 653 были одинаково незатейливы, с откидными лавками вдоль стенок кузова.
ГАЗ-51
Машина, эпизодически мелькающая на стройке в фильме — ГАЗ-51. Причем в трех вариациях — самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. По ходу картины грузовики неоднократно попадают в камеру, выполняя свои непосредственные функции.
ГАЗ-51 был первым отечественным грузовым автомобилем с грузоподъемностью до 2,5 тонны. Кроме того, это была самая массовая модель в своем классе в 50–70-х годах прошлого века.
Первые машины под индексом ГАЗ-51 для испытаний создавались накануне Великой Отечественной войны, в серию автомобиль запустили в 1946 году. В 1955–1975 годах дополнительно выпускался модернизированный грузовик 51А. За все периоды производства с конвейера сошло почти три с половиной миллиона всех модификаций 51-й модели.
«Татра» Т3
Трамвай чехословацкого производства, в котором ехали Шурик и Лида (во второй части фильма «Операция «Ы»), наверное, смело можно назвать легендарным, ведь выпускался он с 1960 по 1999 год прошлого века (без малого 40 лет!).
«Татра» T3 — трамвайный вагон, который производился пражским заводом ЧКД. За все время было выпущено более 14 тысяч экземпляров, включая безмоторные прицепные. По большей части они использовались в самой Чехословакии и поставлялись в Советский Союз. В существенно меньших масштабах трамваи шли на экспорт в ГДР, Югославию и Румынию.
Эти трамваи не имели пневматических систем, оборудование было исключительно механическим и электрическим. Вагон базировался на жесткой цельнометаллической несущей конструкции, представляющей собой раму, штампованные крышевые и бортовые шпангоуты с приваренными к ним листовой боковой обшивкой и крышей. Передняя и задняя части трамвая делались из специального пластика. Для разных стран существовали определенные модификации транспортного средства.