Автомобили «Шевроле Ланос» стали очень популярны в России благодаря своей доступности и неприхотливости в эксплуатации. Однако и у такого простого и непритязательного к обслуживанию авто есть свои «секреты» — например, поломки водяного насоса. Этот узел оказывает важнейшее влияние на всю работу силового агрегата, поэтому водитель должен постоянно контролировать состояние насоса и, в случае необходимости, тут же выполнять замену этого устройства.
Содержание
Для чего нужна помпа в автомобиле
Роль системы охлаждения в автомобиле переоценить сложно — от того, насколько правильно циркулирует жидкость по шлангам и узлам системы, зависит работоспособность двигателя. Помпа (или водяной насос) — это устройство, которое и обеспечивает непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости по всей системе. Соответственно, если помпа вдруг перестаёт работать, то это неминуемо приведёт к нарушению теплового режима мотора и, как следствие, к «закипанию».
Помпа представляет собой металлический корпус с довольно-таки простым устройством. Получая энергию от шкива, начинает вращаться вал с подшипниками. На валу располагается крыльчатка, которая своими лопастями и перекачивает антифриз из одной части системы в другую. Благодаря этому способу и осуществляется бесперебойное охлаждение силового агрегата.

Небольшое устройство водяного насоса предназначено для бесперебойной циркуляции антифриза по системе охлаждения
Как определить неисправность помпы на «Шевроле Ланос»
Водяной насос выходит из строя нечасто — устройство помпы не подразумевает сложных поломок или сильной выработки. Однако в случаях многолетней эксплуатации сальник или лопасти крыльчатки всё же перестают справляться с имеющимися нагрузками, из-за чего мотор не получает необходимого охлаждения.
Специалисты сервисных центров выделяют всего три причины, которые приводят к поломкам помпы:
-
естественный износ деталей;
-
изначальная установка помпы с нарушениями регламента;
-
бракованный насос.
Водитель может самостоятельно определить неисправность водяного насоса — необходимо только внимательно отслеживать работу двигателя. Так, о поломке помпы свидетельствует постоянная высокая температура мотора. Если на панели приборов показатель нагревания двигателя превышает допустимые нормы, то помпа вышла из строя и не обеспечивает нормального охлаждения.

Показатели температуры нагревания двигателя не будут зашкаливать, если помпа находится в рабочем состоянии
Ещё один признак поломки — это течь антифриза. На автомобилях «Шевроле Ланос» утечка охлаждающей жидкости из-под помпы хорошо заметна: сам насос и поверхности под ним заметно увлажняются.
Как по звуку определить неисправность
Поломку водяного насоса можно выявить ещё и по характерному звуку — во время езды в салоне будет слышен свист. Этот звук вырывается из насоса во время течи, так как уменьшается давление в системе охлаждения, и воздух под напором выходит из помпы.
Свистящие звуки из-под капота однозначно указывают на разгерметизацию помпы. Однако этот признак актуален только тогда, когда наблюдаются и другие факторы неисправности насоса — например, перегрев двигателя. В некоторых случаях свист может издавать износившийся ремень генератора.
Замена водяного насоса на «Шевроле Ланос»
На «Ланосах» водяной насос обычно меняют в сборе, так как процесс разборки узла довольно-таки проблематичен. Говоря о замене водяного насоса, автолюбители подразумевают полную ликвидацию старой помпы и установку на её место нового изделия.
Где располагается помпа
Местоположение помпы на «Шевроле Ланос» продиктовано необходимостью: в силу того, что шкив помпы является частью газораспределительной системы, помпа встроена именно в узел ГРМ.
Чтобы добраться до водяного насоса, потребуется частично снимать элементы в подкапотном пространстве, а также демонтировать правое переднее колесо автомобиля.

Запуск работы водяного насоса осуществляется приводным ремнём, поэтому расположение в узле ГРМ полностью обосновано
Подготовка инструментов
Чтобы поменять помпу на «Шевроле Ланос», понадобится стандартный набор инструментов, который обязательно найдётся в каждом гараже:
-
торцевой ключ на 10 (или торцевая головка);
-
шестигранный ключ на 5;
-
отвёртка с плоским лезвием;
-
набор гаечных ключей.
А также безопасно и легко провести демонтаж и монтаж помпы помогут домкрат и силиконовый герметик. Рекомендуется подготовить ветошь для удаления следов антифриза и очистки деталей от капель жидкости.

Использование домкрата не отменяет соблюдения правил безопасности: для надёжности фиксации машины лучше подставить под раму дополнительные упоры
Сколько охлаждающей жидкости слить/залить при работе
Зачастую водители не знают, какой объём антифриза слить из системы, чтобы демонтаж помпы прошёл легко и без затруднений. При замене водяного насоса рекомендуется сливать антифриз полностью, так как можно сразу очистить все магистрали от осадков и залить новый антифриз для более продуктивной работы насоса.
Сливать охлаждающую жидкость лучше всего двумя способами:
-
Из расширительного бачка.
-
Из радиатора.
В этом случае антифриз стечёт быстрее.

Работать с системой охлаждения рекомендуется на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении
Заливать охлаждающую жидкость в бачок нужно в том же объёме, который был слит. Руководствоваться при этом можно отметками MIN и MAX, которые есть на лицевой стороне бака.
Уровень охлаждающей жидкости в бачке расширения не должен превышать отметку MAX.
Процедура замены помпы
После того как автомобиль остыл, можно начинать подготовительные работы к замене помпы. Снятие и установка нового водяного насоса — это операции, которые занимают много времени по причине того, что придётся снимать и обратно устанавливать ремень ГРМ:
-
Слить охлаждающую жидкость из системы.
-
Приподнять передний правый край автомобиля на домкрат.
-
Снять правое переднее колесо.
-
Ослабить приводной ремень ГРМ, снять его и ролик.
-
Демонтировать шкив распредвала.
-
Используя головку на 10, выкрутить 4 болта, которыми задняя крышка приводного ремня крепится к мотору.
-
Снять крышку.
-
Отсоединить от помпы подводящий и выводящий шланги.
-
Используя шестигранник на 5, отвернуть три винта фиксации помпы к блоку цилиндров.
-
После этого снять помпу из гнезда, вытащить резиновый уплотнитель.
-
Место посадки тщательно очистить от грязи и потёков антифриза.
-
Установить в гнездо новую резиновую прокладку, нанести на неё тонкий слой герметика.
-
Далее установить новую помпу в гнездо.
-
Шестигранным ключом завернуть три винта крепления корпуса помпы.
-
Подсоединить шланги.
-
Зафиксировать крышку ГРМ.
-
Натянуть ремень ГРМ, закрепить ролик, выставить необходимые значения на распредвалу.
-
Залить новый антифриз.
-
Проверить работоспособность системы охлаждения.
-
Произвести монтаж колеса, снять автомобиль с домкрата.
Видео: порядок работы (замена помпы и ГРМ)
При каждом снятии (или замене) водяного насоса рекомендуется менять и винты его крепления. Они легко ломаются в процессе эксплуатации, поэтому целесообразно, не дожидаясь поломки, сразу же установить новые винты.

Водяной насос обычно меняется вместе с ремнём ГРМ, поэтому целесообразно сразу же заменить и ролик-натяжитель
Как заменить подводящий патрубок
Подводящая труба помпы на «Шевроле Ланос» требует замены только в одном случае — при потере герметичности. Если на патрубке видны вздутия, трещины и вмятины, то рекомендуется не ждать, когда трубку прорвёт, а сразу же заменить её на новую. Тем более эта процедура не вызывает никаких сложностей.
Проще всего выполнять замену подводящего патрубка на снятой помпе. Однако можно поменять шланг и на насосе без демонтажа — просто это будет не совсем удобно из-за расположения нескольких деталей ГРМ.

Шланг помпы фиксируется с обеих сторон на обычный металлический хомут, который легко снимается обычной отвёрткой
Подводящая магистраль подлежит замене по следующей схеме:
-
Слить антифриз из системы.
-
Отвёрткой ослабить хомут крепления шланга к штуцеру помпы.
-
Снять шланг со штуцера.
-
Отсоединить второй конец магистрали по тому же принципу.
-
Осмотреть штуцер помпы на предмет деформаций и износа.
-
Если повреждений не обнаружено, подсоединить новый патрубок, используя новые хомутные соединения.
-
Залить антифриз.
-
Проверить герметичность системы, запустив мотор.
Видео: советы по установке патрубков водяного насоса
Опытные автолюбители выполняют замену патрубков помпы, не сливая охлаждающую жидкость. Можно отсоединить старый патрубок и сразу же заблокировать подходящим по диаметру болтом сливное отверстие в помпе, чтобы антифриз не вытекал. Такой подход более сложен технически, однако позволяет сэкономить время на слив и средства на покупку свежей жидкости.
Вся сложность замены помпы сводится к тому, что автовладельцу необходимо будет работать с узлами ГРМ. Неверное выставление значений на шкиве и распредвалу грозит разрывом ремня и выходом из строя клапанов. То есть при замене помпы нужно быть крайне осторожным и внимательным, так как любые ошибки могут обернуться серьёзными поломками.